Исследователи полагают, что самка могла участвовать в гоне в этом году, поэтому совсем скоро можно ожидать появление новых котят. Экспедиция проходила в сложных погодных условиях. Не все фотоловушки удалось проверить, потому что часть из них находится под большим слоем снега, а другая пропала. В теплое время года планируется проверка оставшихся фотоловушек, анализ которых даст более точную информацию о численности ирбиса.
К сожалению, при обработке снимков с фотоловушек старейший снежный барс по кличке Хоргай не был обнаружен. Последний раз его фиксировала фотоловушка в Монгун-Тайге. По словам госинспекторов заповедника, его могли подкармливать местные скотоводы, подгоняя стаю баранов поближе к снежному барсу. Тем самым они упрощали охоту и добычу пищи для Хоргая. Однако несмотря на то, что следы хищника не найдены и он не попадает в фотоловушки, экспедиторы еще раз изучат те места, где его замечали в последний раз.
Кроме того, в «Убсунурской котловине» в Республике Тыва зафиксировали еще один интересный случай. Несколько лет назад фотоловушки поймали спящего ирбиса, который проспал целый час, свернувшись калачиком. Это стало ценным наблюдением для научных работ о ночной жизни барса.
Кроме того, в конце марта межрегиональная ассоциация «Ирбис» передала автомобиль ГАЗ «Вепрь» в заповедник «Убсунурская котловина». Вездеход будут использовать на труднодоступных участках, которые отличаются особо сложными условиями по проходимости: горная местность, крутые повороты и склоны, большое количество камней, а также глубокие сугробы в зимний период.
Снежный барс обитает в горных территориях и труднодоступных местах, где охотится и добывает себе пищу. Кроме того, ирбисы обладают хорошей маскировкой и предпочитают охотиться в сумерках. Тем не менее, благодаря фотоловушкам зачастую удается находить барса и собирать материал для изучения их образа жизни. Однако, для таких экспедиций требуется транспорт, который будет справляться со сложными дорожными условиями.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2024/04/06/12/articlesImages/image/d1/87/e5/52/6cfb4ea4d0d7ece79fbd5ebf71a3df99.jpg)
«Появление нового автомобиля ГАЗ «Вепрь» значительно повысит эффективность нашей исследовательской работы, рейдов и охранных мероприятий. Благодаря высокой проходимости его можно использовать как в летний сезон, так и в зимнее время, когда выпадает много снега. Кроме того, транспортное средство рассчитано на пять человек и оснащено автономным отопителем, что позволит создать более комфортные условия для ученых даже в тяжелой погодной ситуации», — отметил директор заповедника Балбан-оол Диинмей Каадыр-оолович.
ГАЗ «Вепрь» — автомобиль повышенной проходимости с полным приводом, который позволит преодолевать труднопроходимые участки дорог. Кроме того, вездеход оснащен механической лебедкой и автономным отопителем салона, а также имеет большой дорожный просвет, что позволяет преодолевать как горные реки и каменистые дороги в летнее время, так и заснеженные участки зимой.
«Природные условия горной местности требуют особого подхода к выбору транспорта для исследования и охраны снежных барсов. Большой вездеход ГАЗ «Вепрь» необходим для преодоления сложных дорог и препятствий, которые встречаются в экспедициях. Кроме того, автомобиль, обладая высокой грузоподъемностью, поможет перевозить больше оборудования. Таким образом, новый ГАЗ «Вепрь» сильно поможет исследовательским работам в заповеднике «Убсунурская котловина», — добавил координатор учета и заместитель директора Сайлюгемского нацпарка Денис Гуляев.