Алтайские архитекторы рассказали, что думают о проекте создания парка 300-летия Барнаула

Идея воссоздать в новом парке за торговым центром «Европа» копии некогда культовых, но на сегодняшний день утраченных зданий и объектов, таких как лестница Казаринова, Речной Вокзал и кинотеатр «Первомайский», не всем пришлась по вкусу. Часть архитектурного сообщества Барнаула отнеслась к проекту с настороженностью, пишет «Толк».

Алтайские архитекторы рассказали, что думают о проекте создания парка 300-летия Барнаула
ФОТО: ВИТАЛИЙ БАРАБАШ

Площадка, на которой предлагают разместить парк 300-летия Барнаула, входит в число лидеров голосования за общественные территории для благоустройства по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» в следующем году. Инициативная группа местных жителей активно поддерживает проект и даже проводит на территории субботники, постепенно очищая ее от мусора. Барнаульцы хотят, чтобы овраг превратился не в обычный парк, а знаковое для города место.

Чтобы показать, каким может стать пространство за ТРЦ «Европа», в конце прошлого года алтайское отделение Союза архитекторов России объявили конкурс среди студентов АГИКа. Самые лучшие и интересные решения довел до ума архитектор Андрей Атаджанов. Его коллеги оценили идеи работы с рельефом местности, но к результату возник и ряд вопросов. В частности, к мини-копиям зданий, которые должны стать функциональными павильонами. Архитекторы опасаются, что итоговый результат, воплощенный в жизнь, будет восприниматься жителями города не так тепло, как сама идея.

Отсылки, а не копии

Основатель бюро MDVA Дмитрий Индюков отмечает, что термин «архитектурная цитата», который встречается в обосновании проекта, — это все же использование фрагмента объекта и его интерпретация, а не прямое повторение. Он признался, что и его студенческие работы иногда этим «грешили».   

«Но постепенно нас учили выражать свои мысли нелинейным способом: доносить идеи не экспрессивно и в лоб, а творить иносказательно и очень аккуратно. А не так, что мы захотели напомнить о Речном вокзале — и давайте Речной вокзал поставим. Или киоск в виде Дворца спорта», — говорит он.

В качестве положительного примера таких «цитат» Дмитрий Индюков называет проект парка «Изумрудный», где тонко и аккуратно используются отсылки к старинной русской и немецкой архитектуре. При этом он подчеркивает, что ему тоже жаль и Речной вокзал, — снесенный памятник советского модернизма, и утраченный облик Дворца спорта, и другие объекты прошлого, но есть вероятность получить вместо отсылок к ним обычные карикатуры.

«Таким образом память о них мы не сохраним, а скорее, исказим. Предположу, что данные решения носят предварительный, эскизный характер и будут еще неоднократно дорабатываться и обсуждаться», — рассказал он.  

Архитектор Александр Деринг, вспоминая опыт Китая, акцентирует внимание на том, что копии зданий в Поднебесной отличаются от тех, что предполагает проект.

«Они сооружают модели домиков на уровне человеческого роста. Копирование объектов архитектуры в небольшом размере допустимо, но опять же при условии, что они сделаны на совесть. Например, отлиты из металла или выполнены из бетона», — пояснил он.

Александр Деринг также подчеркнул, что начинать работу над парком необходимо с расстановки приоритетов: «Хотим ли мы отдать приоритет экологии, растениям, земле, рельефу? Или мы хотим застроить площадку непонятными павильонами?».

Архитектор Максим Максименко отмечает, что если парк преподносится как 300-летия Барнаула, то он должен охватывать всю историю города, в том числе заводской, купеческий и советский периоды.

«Тогда будет логика подачи. Можно будет, например, водить экскурсии и рассказывать историю города»,  — рассуждает он.

Обсуждения и конструктивная критика

Сам Андрей Атаджанов подчеркивает, что представленные идеи —  это не рабочий проект, который можно начать воплощать в жизнь, а направление для будущего парка, над которым его команда и студенты трудятся с удовольствием и вдохновением.

«Когда мы начали работать, мы поняли, что парку нужно что-то особенное. Своя идея, концепция, а не просто павильоны. И этой идеей стало восстановление утраченных ключевых объектов, которые были символами нашего города и которые мы пытались в свое время как-то спасти, но не получилось. Теперь есть возможность восстановить их», — поделился архитектор.

К подбору объектов команда подошла со всей ответственностью, останавливаясь на тех, чья архитектура подойдет для трансформации в парковые павильоны. От исторических зданий решили отказаться, поскольку они требуют восстановления в контекстной среде. Так, например, не получилось вписать в проект гостиницу «Империал», поскольку в урезанном виде потерялась бы вся архитектура.

Комментарии коллег удивили Андрея Атаджанова, поскольку проект находится даже не на стадии эскизной проработки, и до этого архитекторы им не интересовались.

«Судить о нем в целом по трем картинкам? Не знаю, насколько это правильно и профессионально», — прокомментировал он «Толку», подчеркнув, что его команда пытается только заложить идеи создания парка, которые запросила инициативная группа. При этом Атаджанов отмечает, что готов услышать конструктивную критику. Архитектор не против разбора всех вопросов в рамках круглого стола. С тем, что знаковые для города проекты должны скрупулезно прорабатываться и обсуждаться, согласны и его коллеги, но пока подобных собраний не проводилось.

Еще один вопрос, сопровождающий любые разговоры о проекте парка — это деньги. Затраты на строительство подобного объекта  на территории с рельефом, испещренными оврагами, будут колоссальными. В сравнении с «Изумрудным», где уже был ровный рельеф местности и частичное озеленение, суммы могут оказаться значительно выше.

Читайте также: 

Овраг за «Европой» в Барнауле лидирует в голосовании за объекты благоустройства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру