У Галины Шембергер вполне дамская профессия — техник-технолог и модельер-конструктор швейных изделий. Но очень необычная должность — начальник склада группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения. И место работы этой обаятельной женщины тоже неординарное — отдел охраны исправительной колонии №3 УФСИН России по Алтайскому краю.
Папин китель
— Сегодня у меня день особенный — 23 года службы в системе, — с этих слов Галины Владимировны началась наша встреча.
Откровенно говоря, то, что в уголовно-исполнительной системе немало красивых, стильных, уверенных в себе сотрудниц, лично у меня уже не вызывает удивления. Но всегда восхищает женская преданность такой непростой службе. Службе, которая порой не всякому мужчине оказывается по плечу.
— Я никогда не думала о другой работе, — улыбается собеседница. — С детства мечтала о ней, как мечтали и многие мои сверстники, которые тоже родились и выросли на Куете. В колонии работали наши родители. Они в поселке получали квартиры, в которых до сих пор живут их дети уже со своими семьями.
Галина Шембергер — сотрудница УИС в третьем поколении. Начиналась династия с дедушки, которого в колонию на Куету перевели во время войны. Отец, старший прапорщик Владимир Богатырев, проработал здесь 26 лет. Мама — более 30 лет в спецотделе учреждения.
— В детстве примеряла папин китель и думала, что, когда вырасту, тоже буду ходить в такой красивой форме, — вспоминает женщина. Видимо, и две старшие сестры тоже любили «пофорсить» в мундире отца — в дальнейшем обе они связали свои жизни со службой в пенитенциарной системе.
Твердость и терпение
Сама Галина пришла в ИК-3 после окончания барнаульского текстильного техникума. Первое время работала вольнонаемной. Погоны надела в 2004 году, когда ей предложили попробовать себя в отделе охраны. Прошла комиссию, стажировку и — начались служебные будни.
— Получаешь оружие, заступаешь в составе караула на пост. Охрана. Видеонаблюдение. Постоянно следишь за периметром. Напряженная, конечно, работа. Требует постоянного внимания, — рассказывает она.
Оружие долгие 14 лет было обязательным «аксессуаром» в ее служебном образе. Впрочем, и теперь Галина имеет к нему непосредственное отношение: она контролирует техническое состояние вооружения и правильность его хранения.
— Каждый сотрудник отвечает за закрепленное за ним оружие, после дежурства обязательно приводит его в порядок. Кто-то это делает основательно и быстро, а кто-то — с пятой попытки. К каждому нужно свой подход найти: кому-то строго указать, требовать, чтобы переделал, а кому-то достаточно спокойно сказать, чтобы он все исправил. Бывает, торопыги начинают канючить: «Опаздываю, мне быстрее надо». А мне надо чистое оружие! Грязное не приму, сколько бы ни пришлось ждать. Так что без вариантов — чистить до идеального состояния, — говорит оружейница.
Она убеждена: именно служба сформировала в ней такие черты характера, как твердость и терпение. Впрочем, эти качества и вне службы ой как нужны женщине, которая живет в частном доме, воспитывает двух дочек-подростков и при этом ухитряется выглядеть, как настоящая леди. И это не комплемент, а подтвержденный жизнью факт.
Мисс УИС
Галина была участницей одного из первых конкурсов профессионального мастерства, красоты и талантов, которые проводятся среди сотрудниц уголовно-исполнительной системы края. Ей тогда было 26 лет. Хорошо, что ничего не обременяло — не было ни семьи, ни детей. Только служба и молодость.
На подготовку к конкурсу дали неделю. Несколько раз ездила с сотрудниками-офицерами на стрельбы, чтобы научиться стрелять из ПМ. Те поражались: как так можно — постоянно первыми двумя выстрелами выбивать «десятки», а третьим даже в «молоко» не попадать? Упорная девушка справилась с нервами, и на конкурсе палила из «Макарова» ровно и результативно.
— За свою физическую подготовку я не волновалась, — с улыбкой вспоминает Галина. — Тогда я по утрам перед службой бегала в лесу. Было так здорово: солнышко встает, еще тишина, даже птицы не проснулись, деревьями и травой пахнет… Никаких проблем, чтобы километр-другой пробежать. Легко!
Подготовка к конкурсу не отменяла дежурств в карауле. А ночью она шила вечернее платье для парадного выхода на сцену краевого управления. Сама придумала фасон (не даром же училась на модельера!). Денег на роскошную ткань не было, купила самой дешевой портьерной. Зато много, чтобы получилась объемная пышная юбка.
Пока до утра сидела за швейной машинкой, придумала для выступления шуточную сценку «Как девушки УИС проверяют своих женихов». Еще в творческом конкурсе очень пригодился опыт участия в танцевальном ансамбле «Солнышко», в котором занималась в школьные годы.
В итоге конкурс «Мисс УИС -2006» Галина выиграла. И это событие стало одним из самых ярких в ее жизни.
Охота на «террористку»
А через два года с ней приключилась еще одна история, которая всколыхнула не меньше, а, может, даже и больше. Ее вместе с бойцами спецназа УФСИН пригласили участвовать в учебной операции по захвату группы преступников.
— Мы были «террористами», нас ловили правоохранители — ФСБ, милиция... На полном серьезе. А мы на полном серьезе от них скрывалась. Это такая встряска, такой адреналин! Заходишь в магазин, а там висит ориентировка «Разыскивается» с твой фотографией. Правда, никто из прохожих меня не рассекретил. Может, люди не очень вглядывались, а может, на фотографии не очень похожа на себя была, — вспоминает женщина.
Ее взяли последней из «клана мафии». Задержание проходило в самом центре города, на мосту у Нового рынка, под изумленными взглядами водителей авто и пассажиров городского транспорта.
— Когда поняла, что меня будут «брать», впрыгнула в такси, крикнула водителю: «Поехали». Он: «Куда?». Я: «Поехали, сказала!». Но на мосту нас прижали к бордюру три машины. Это был сюжет! Меня трясет-колотит. Таксист смотрит на меня с ужасом: «Ты кто?». А мне уже командуют: «Выходите! Руки!» — и наручники надевают, — волнуясь, словно эта детективная история происходила не годы тому назад, а вчера, рассказывает псевдо-бандитка. Признается, — Я в полном восторге была. Конечно, игра, но настолько реальная!
«Охрана — это мое!»
На прощание интересуюсь у Галины, не хочет ли после 23 лет службы поменять профессиональную деятельность? Отвечает без тени лукавства: — Нет, не хочу. И на пенсию, хотя давно имею право, не пойду. Буду оставаться на своем посту до последнего. Охрана — это мое. Здесь все родное, меня все знают, я всех знаю. У нас дружный коллектив, друг друга всегда поддерживаем. Практически это моя вторая семья. Я недавно рассматривала старые фотографии и вспоминала о событиях, связанных с этими снимками. Знаете, а ведь у меня всегда все было в удовольствие, в радость. Уверена, что и в будущем все будет хорошо. Дети у меня есть, дом есть, работа есть, здоровье есть. Что еще нужно? Остальное зависит только от меня самой.