«Банки и следователи никогда не звонят»: сотрудник прокуратуры — о неутихающей в Алтайском крае волне дистанционных мошенничеств

Число жителей Алтайского края, ставших жертвами дистанционных мошенников, с каждым годом растет. Только за 2022 год жители региона перечислили на счета аферистов более миллиарда рублей. О том, как злоумышленники получают данные, как спасти сбережения, и как в настоящее время ведется борьба с этим видом преступлений, «МК на Алтае» узнал у начальника управления прокуратуры Алтайского края по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью Виталия Овсянникова.

«Банки и следователи никогда не звонят»: сотрудник прокуратуры — о неутихающей в Алтайском крае волне дистанционных мошенничеств
Фото: прокуратура Алтайского края

Тревожная ситуация 

— Виталий Владимирович, сообщения об очередной жертве мошенников, отдавшей десятки, а то и сотни тысяч рублей, в алтайских СМИ всплывают еженедельно. Как бы вы охарактеризовали ситуацию, складывающуюся в регионе? 

— Количество таких преступлений в регионе ежегодно растет. Только за прошлый год жители края перечислили мошенникам более 1 млрд рублей, большая часть из которых — заемные средства. Такая тенденция характерна не только для Алтайского края, но и для других регионов РФ. Да, ситуация тревожная с точки зрения динамики роста числа преступлений. Но, надо понимать, что в статистику попадают как оконченные составы, когда граждане перевели деньги, так и неоконченные, — те, кто не попался на уловки злоумышленников и заявил о случившемся в полицию. Причем число последних с каждым годом увеличивается. Это тот индикатор, который позволяет объективно оценить эффективность профилактической работы, которую мы проводим с жителями совместно с другими ведомствами.

— Какие виды мошенничеств распространены в Алтайском крае сильнее всего? Есть ли региональная специфика?

— Одна из наиболее популярных схем — «Ваш родственник попал в беду». С незнакомого номера людям звонят и шокируют новостью, что родственник стал виновником ДТП, либо попал в больницу и ему грозит уголовная ответственность. Чтобы его выручить, нужно заплатить деньги. Как правило, пострадавшими от этой схемы становятся пенсионеры, с которыми злоумышленники работают по строго определенному алгоритму: звонят в позднее время суток, создают фоновые шумы, чтобы нельзя было опознать голос родственника, используют другие хитрости, оказывают эмоциональное давление. В состоянии стресса люди теряются и пытаются помочь родным.

— Причем многие даже не пытаются дозвониться родственнику, чтобы узнать, все ли с ним в порядке…

— Главная цель мошенников — посеять в человеке чувство страха. Ввести в такое психологическое состояние, при котором у него снижается критическое мышление, и он начинает выполнять каждое требование преступника. Если не можете прекратить разговор, спросите, например, как зовут родственника, его личные данные и другие уточняющие вопросы. Аферисты сразу же начнут путаться в ответах. 

Еще одна популярная схема, когда звонящий представляется следователем или государственным служащим и рассказывает о том, как некий человек пытался оформить кредит на ваше имя. В этой ситуации, под влиянием обмана, многие граждане пытаются перевести сбережения на так называемые безопасные счета. Здесь важно понять, что пока ваши деньги находятся в банке, они в принципе в безопасности. Заканчивайте разговор, звоните на горячую линию банка и убедитесь, что вашим средствам ничего не угрожает. Главное ― помнить, что если вам звонят якобы сотрудники безопасности банка или правоохранители, вы со стопроцентной вероятностью общаетесь с преступником! 

Фото: unsplash.com

— Кто в регионе чаще всего попадает в ловушку мошенников? Пенсионеры?

— Не только. Из моей практики, уловкам правонарушителей верили вполне здравомыслящие люди, которые не лишены критического мышления. Это и пенсионеры, студенты, преподаватели, медики, даже сами сотрудники правоохранительных органов. Если у тебя есть имущество, деньги и ты активно пользуешься средствами связи и коммуникации, надо понимать, что ты попадаешь в зону риска. Однако молодые люди, которые больше погружены в цифровую среду, осведомлены о таких способах и их очень трудно ввести в заблуждение. 

— Что известно о территориальной принадлежности жуликов? Из каких регионов или стран чаще других поступают звонки?

— Это может быть любая точка мира, любая страна. Главное ― наличие технической возможности.

— С другими государствами осуществляется сотрудничество по поимке преступников?

 — Если со страной заключен договор о взаимной правовой помощи — да. Но эти процессы требуют определенного времени.

Высокодоходный бизнес

— Судя по всему, мы имеем дело с очень подготовленными людьми, настоящими профессионалами своего дела.

— Безусловно. Это профессиональные преступные сообщества, колл-центры, в которые вкладывают серьезные деньги. Они прописывают конкретные алгоритмы общения, используют многоступенчатую обработку, когда потерпевшего по цепочке ведут сразу несколько специалистов, проходят обучение и с каждым годом разрабатывают новые схемы.

— Некоторые банки все же успевают перехватить деньги, перечисленные мошенникам, и возвращают их. Какова вероятность спасти сбережения?

— Зависит от того, насколько быстро человек осознал, что его обманули и обратился в оперативные службы. Зачастую именно этот фактор имеет решающее значение. Но судя из практики, максимум — это несколько часов. Были случаи, когда за этот срок банкам удавалось блокировать транзакции и заблокировать перевод. Не ждите утра, следующего дня, недели. Звоните сразу в полицию. При этом максимально сохранив следы общения: переписки, транзакции, реквизиты счета. Имеет значение и то, как быстро злоумышленники обналичили ваши деньги. Но, как правило, они не ждут, когда на карте накопится определенная сумма. Если карточка принадлежит преступнику, шансы вернуть сбережения выше. Однако, как правило, ими используются чужие. Есть даже целый преступный промысел, когда преступники «арендуют» карты на определенный срок, например, у студентов, и используют их для обналичивания похищенных денег. 

Фото: unsplash.com

Откуда берутся данные

— Как мошенники получают наши данные? Всегда ли речь идет об утечке данных?

— Отчасти. Мы везде вводим данные своей карты — начиная от подписок на кинофильмы, заканчивая сервисами по доставке еды, интернет магазинов. Сами же иногда читаете новости, что произошла утечка персональных данных тысяч пользователей… Есть и более упрощенные способы завладеть вашими данными. Один из них — система быстрых платежей. Мошенники вводят ваш номер телефона и видят имя, отчество первую букву фамилии и банк, которым вы пользуетесь. Иногда этого достаточно, чтобы вывести вас на доверительный разговор.

— А вам часто звонят мошенники?

— Как и всем другим гражданам, достаточно часто. Причем зачастую это лица женского пола. И неспроста — доверие легче установить между лицами разной гендерной принадлежности. Это одна из многих психологических уловок, используемых мошенниками. Когда только начиналась волна дистанционных мошенничеств, помню звонки от имени правоохранителей, при этом злоумышленники часто путали ведомства и специальные звания. Мне, как профессионалу, сразу было понятно, кто на другом конце провода.

— Что вы им отвечали?

— Сразу же прекращал разговор и блокировал в телефоне номер, с которого поступал звонок. Советовал бы другим поступать так же. У преступников прописаны скрипты и алгоритмы поведения в зависимости от вашего ответа. 

— Учитывая масштаб проблемы, непонятно, почему государство не может обуздать и победить телефонное мошенничество. Кажется, что здесь уже давно назрели перемены на законодательном уровне.

— То, что мы сегодня обсуждаем эту проблему, регулярно видим сообщения о жертвах мошенников в СМИ, не говорит о том, что ситуация безнадежна. Работа ведется, и на самом деле, есть неплохие примеры противодействия такого рода преступлениям. Но специфика их совершения такова, общение между гражданином и преступником происходит наедине, и никто, кроме самого гражданина, не может это общение прекратить. Поэтому основная роль государства в лице правоохранительных органов ― все же предупредить максимальное число граждан, как не стать жертвой мошенников. 

— И все-таки, какой ваш «рецепт» победы над дистанционными жуликами?

— Это постоянная, системная профилактическая работа с населением. И здесь необходимо широко задействовать все имеющиеся информационные ресурсы, чтобы как можно больше людей знали о мошеннических схемах. Когда у граждан сформируется понимание, что банки и правоохранители никогда не будут им звонить по финансовым вопросам — выработается коллективный иммунитет, и ситуация кардинальным образом изменится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру