«Хочу свободы»: что понял гастарбайтер Мурад, отбывающий срок за пропаганду терроризма на Алтае

В бийской колонии-поселении № 2 в основном содержатся сидельцы за мелкие кражи, пьяное вождение, злостное уклонение от уплаты алиментов и тому подобные преступления. Муродилло (он же Мурад в более привычном для русского уха варианте) — единственный, кто отбывает здесь наказание по «террористической» статье. Пребывание в исправительном учреждении сроком в два года и шесть месяцев за пропаганду терроризма определил для 23-летнего узбека 1-й Восточный окружной военный суд Омска.

«Хочу свободы»: что понял гастарбайтер Мурад, отбывающий срок за пропаганду терроризма на Алтае
Фото Ивана Сухосыра

Повар с дипломом бухгалтера

По-русски Мурад разговаривает с грехом пополам. Поэтому порой долго «переваривает» вопросы, тщательно подыскивает слова для ответов, часто просит объяснить новые для него выражения и понятия.

О жизни на родине, в Андижанской области Узбекистана, и семье немногословен. Жили в родительском доме. Семья — отец, мать, сестра и он. Учиться старался, потому что родители внушали: «Двойка не надо, нужна пятерочка».

После девяти классов школы поступил в колледж, где учился три года. Получил диплом. Мог бы работать бухгалтером, но на родине не было возможности устроиться по такой специальности. Некоторое время трудился в кафе. Жизнь у парня была самая обычная: домашние дела, работа, прогулки-посиделки с друзьями…

Желая заработать денег, по предложению знакомого, устроившегося в Омске, приехал в Сибирь. Работал поваром в кафе. Снимал квартиру. Платили неплохо. Скопив некоторую сумму, вернулся в отчий дом. Но… деньги имеют особенность заканчиваться, потому Мурад решил вновь отправиться в Россию. Устроился поваром в омском кафе «Халяль». Мечтал накопить денег на покупку автомобиля.

Однажды собрался навестить своего дядю, который живет в Казани и который всегда помогал племяннику и советом, и авторитетным заступничеством в среде узбекского землячества. Но когда на квартиру дяди пришли задерживать Мурада, заступиться тот не мог: молодого человека подозревали в преступлении, за которое в нашем государстве несут строгое наказание, — в пропаганде терроризма.

Фото Ивана Сухосыра

Не «халяльные» разговоры

Поводом для пристального интереса правоохранителей к персоне повара-узбека послужили его разговоры с друзьями-земляками в кафе «Халяль». Как считает Мурад, они говорили на религиозные темы. Однако следователи установили, что своим приятелям он заявлял о признании правильными идеологии и методов борьбы таких организаций, как «Движение Талибан» и «ИГИЛ» (признаны в РФ террористическими организациями, деятельность которых запрещена).

В своих рассуждениях на тему происходящего в Афганистане, Сирии, Узбекистане, России молодой человек поддерживал действия экстремистов из этих международных организаций и считал оправданным подражание им. Такие далеко не «халяльные» разговоры были зафиксированы на аудиозапись и представлены в суде вместе с другими уличающими Мурада доказательствами.

«Я не знал, что «Талибан» запрещен в России. Не знал, что такие разговоры нельзя вести в Российской Федерации. Не знал, что есть статья 205 точка один за пропаганду терроризма», — пытается объяснить свои поступки осужденный.

Впрочем, теперь, отбыв более половины назначенного судом срока, он наверняка многое понял. Например, истину о том, что незнание закона не освобождает от ответственности.

…Дни Мурада в колонии-поселении расписаны распорядком учреждения. Подъем, зарядка, завтрак, просмотр передач кабельного телевидения, уборка территории, обед… Иногда ходит в библиотеку. Книги, конечно, только на русском, но он утверждает, что смысл в целом понимает, хотя перевести на родной узбекский может только 30 процентов прочитанного. Часто посещает молельную комнату, которую для осужденных-мусульман организовали в учреждении. С родителями общается с помощью писем.

«Я уже много сижу, и понял, за что наказан, — говорит Мурад. — И наказан не только сам. Мама с папой за меня переживают очень. Выйду, поеду к себе в Узбекистан. Жду, когда закончится срок. Хочу свободы. Хочу к семье, к друзьям».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру