Растет ли число пропавших
— Никаких существенных изменений по статистике пропавших нет. Люди раздувают проблему и видят закономерности там, где их нет. Но есть некоторая тенденция, связанная со временем года. Дети выходят на улицу, гуляют. Зимой погода не позволяет долго находиться вне дома.
Чаще всего, мы получаем заявки на поиск людей среднего возраста. Пропажа — этот тот момент, с которого невозможно достоверно установить местоположение человека. Бывает, что человек поругался с родственниками, запил… Из всех пропавших только процентов 30 действительно нуждаются в помощи.
Дети не хотят возвращаться домой
— В обществе существует много серьезных психолого-социальных проблем. Во-первых, отношение к пожилым людям. Если ребенок растет в семье и видит, что его бабушка никому не нужна, он так же будет относиться и к своим родителям, когда они постареют. Многие не понимают о своей обязанности — обеспечить безопасность людям в возрасте, у которых причиной дезориентации часто становится болезнь Альцгеймера. К ней, к сожалению, у нас относятся не очень серьезно.
Во-вторых, некоторые дети растут излишне самостоятельными, они предоставлены сами себе. Но наступает такой момент, что ребенок ощущает себя взрослым для принятия каких-либо решений. Родители не знают, чем он занят, с кем общается в соцсетях, где гуляет. И однажды неожиданно наступает момент, и он не приходит домой.
Существует иллюзия, что в основном пропадают дети из неблагополучных семей. Да, они в зоне риска. Такие ребята приспособлены находиться на улице и сбегают из-за проблем в семье, где им некомфортно. Это так называемые «бегуны». В подавляющем большинстве случаев дети просто не хотят возвращаться домой или попадают в опасные ситуации по недосмотру родителей.
В природной среде самая распространенная причина — дезориентация. Современный человек не способен самостоятельно выжить вне цивилизации, не работает там наша привычная система ориентиров.
Секрет успеха — в оперативности
— Сначала приходит заявка либо на телефон горячей линии, либо на сайт поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Порой люди обращаются лично ко мне. Мы ее берем в работу только при одном условии — если подано заявление в полицию. Это необходимо, чтобы отряд не был втянут в семейные разборки. Заявление в полицию говорит о том, что человек не шутит и серьезно нуждается в помощи. После информационные координаторы выясняют все данные о пропавшем: его внешность, характер поведения, хронологию дня, когда человека последний раз видели. Чем больше информации, тем лучше. Ключевой секрет успеха в оперативности. Поэтому обращаться за помощью нужно, как можно скорее.
Отряд работает по всему Алтайскому краю. Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 18 лет. Посчитать сколько человек в отряде — сложно. Ситуативность каждого поиска отличается. Если, к примеру, пропавшую бабушку вышла искать вся деревня, все они считаются добровольцами.
Чаще всего люди пропадают в Барнауле. Это связано с большой плотностью населения и быстрым передвижением. Но в городе меньше факторов, влияющих на жизнь и здоровье. Допустим, зимой можно погреться в магазине, и местность более или менее знакомая. Поиск усложняет то, что в городах люди плохо нами запоминаются. Вот, вспомните, сколько вы бабушек встретили сегодня? А если вы увидите человека в лесу, вы его наверняка хорошо запомните.
Все взрослые — плохие
— Родителей никто не учит воспитывать детей, а это на самом деле очень тяжело. Как обезопасить ребенка от пропажи? Все просто — с ним нужно дружить. К каждому нужен свой подход, и его нужно найти. Это тяжело, но надо пытаться. Вы должны быть погружены в его жизнь, разделять все его интересы. Проверка переписок, соцсетей — это лишь иллюзия контроля. Дети все умеют прятать. В идеале он должен прийти в случае чего и сказать: «Мама и папа у меня проблемы». Дети уходят из дома, если чувствуют психологический дискомфорт, равнодушие.
До ребенка нужно донести одну простую мысль: все взрослые — плохие. Почему? Вы не знаете, в безопасности ли он с классным руководителем или своим тренером. Нужно составить круг лиц, которому вы можете доверить жизнь своих детей. Но бывает и так, что ребенок становится жертвой преступления со стороны знакомых или родственников. Бабушки и дедушки тоже порой не могут обеспечить безопасность в силу разных причин. К примеру, недавно дети, которых оставили с пожилыми родственниками, погибли от отравления лекарствами. Родители должны быть ответственны и понимать, с кем оставляют несовершеннолетних.
Контролировать ребенка позволяют сейчас и всевозможные приложения. Они позволяют отслеживать его местоположение, наподобие «Локатора». Скачать их не составит труда.
«Отойдите, я вас не знаю»
— У ребенка всегда должен быть с собой заряженный телефон с положительным балансом. Но только в случае если он умеет им пользоваться.
Важно проработать с ребенком безопасный маршрут. Часто его просит составить классный руководитель в первом классе.
Про поведение с незнакомцем. Нужно объяснять детям, что взрослому практически никогда не нужно обращаться к ребенку. Это противоестественная ситуация. Взрослому может помочь только взрослый. Если незнакомец не отстает, нужно уходить в другое место, где есть другие люди. Не надо кричать: «Помогите!», окружающие могут принять это за баловство. Нужно громко сказать: «Отойдите, я вас не знаю».
Мы проводили эксперименты по похищению детей. В среднем на них 8 из 10 ребятишек уходят с «незнакомцами». Не делают этого дети, с которыми, как правило, недавно была проведена беседа, и те, у кого непререкаем авторитет родителей.
Не сочувствовать, а делать
— Волонтерам очень важно соблюдать баланс и в личной жизни и в поисковой. Обычно этим страдают новички. В определенный момент и у меня было такое, но я уже умею переключаться и давать себе отдых.
Когда люди узнают о статусе «Найден, погиб», они рыдают, грызут себя изнутри. Но надо понимать, мы не можем спасти всех, это невозможно. Осадок остается и у нас, но я для себя решил — пока я переживаю, я не помогаю другим людям. Одни руки, занятые работой, сделают гораздо больше, чем тысячи рук, сложенные в молитве.