«Под землю не уйдут, в небо не улетят»: алтайский эпидемиолог объяснил, почему возвращаются опасные заболевания

ВОЗ может объявить о конце пандемии коронавируса уже в этом году, заявил глава организации Тедрос Адханом Гебрейесус. О ковиде начинают медленно, но верно забывать. Но расслабляться пока рано. Новые случаи, пусть и не в таком большом количестве, продолжают выявлять. И, помимо COVID-19, есть другие, не менее опасные инфекции. О том, какая эпидемиологическая обстановка на данный момент в Алтайском крае, и чего стоит опасаться в дальнейшем, рассказал главный внештатный инфекционист регионального минздрава Валерий Шевченко.

«Под землю не уйдут, в небо не улетят»: алтайский эпидемиолог объяснил, почему возвращаются опасные заболевания
altaids22.ru

Не отложили на заднюю полку

— Валерий Владимирович, как вы оцениваете на данный момент обстановку по коронавирусу в Алтайском крае? Есть ли вероятность появления нового всплеска заболеваемости?

— Ковид никуда не ушел, и обстановка по нему официально сохраняется эпидемиологически-неблагоприятная — благополучие по коронавирусной инфекции пока не объявлено. Если в начале года в регионе мы отмечали некоторое уменьшение числа новых случаев, доходило и до 50-70 в сутки, то последние месяцы регистрируется от 100 до 200 случаев ежедневно. Говорить о том, что сейчас стало в разы легче, и мы забываем про ковид, не приходится. Но это не значит, что все плохо. В большинстве случаев помощь оказывают амбулаторно, «тяжелых» пациентов очень мало. Ситуация стагнации, которая может всколыхнуться как в сторону высокой заболеваемости, так и снижения, и схода ее на нет. Существуют риски, и опыт, полученный за последние три года, не дает расслабиться. Профильные специалисты не отложили ковид на заднюю полку. Работа по оказанию медицинской помощи пациентам продолжается.

Что будет дальше предсказать сложно. Коллеги из других регионов говорят, что мы находимся в состоянии ожидания. Потенциально вероятность новой волны есть, поскольку вирус изменчив. Некоторые параллели можно проводить с вирусом гриппа, он же меняется. Но пока мы находимся в стагнации. Ситуация намного лучше, чем была год назад, когда произошел всплеск заболеваемости омикроном.

— Как вы можете прокомментировать заявление ВОЗ? Есть ли вероятность, что объявят конец пандемии. И если это произойдет, что будет тогда?

— Если болезнь выведут из категории особо опасных, случится то, что прогнозировали многие — она перейдет в разряд сезонных. И если с приходом тепла, новых случаев станет меньше, а потом случится очередной подъем к осени, тогда эта закономерность будет складываться надежнее. На борьбу с сезонной инфекцией не потребуется столько ресурсов круглогодично. В этом случае она уйдет в рутину, как грипп и ОРВИ.

Но это абсолютно не значит, что на следующий день после объявления ВОЗ мы закрыли госпиталя, сняли все защитные костюмы и забыли, как называются все лекарства. Изменится лишь отношение к возбудителю. Но пока есть пациенты с ковидом, будет и существовать система оказания им медицинской помощи.

Вирус «качает права»

— Возможно ли появление новых, более опасных штаммов коронавируса?

— История эволюции микроорганизма доказывает, что практически никогда один и тот же возбудитель, мог циркулировать в популяции и нарабатывать вирулентность, то есть становился все зловреднее. Так не бывает. Со временем он теряет свою болезнетворность. Задача у вируса — существовать. У него нет цели убить свой «дом» — человека. Иначе у него не будет благотворной среды для размножения. Если появляется, что-то очень новое, необычное, это, скорее всего, искусственные возбудители из новой лаборатории, рукотворная история.

Помните, когда к нам в 2009 году «зашел» свиной грипп? Тогда он попал в популяцию впервые и был достаточно болезнетворным. Посмотрите, что есть сейчас. Вирус до сих пор циркулирует, но уже нет такой летальности, побочных эффектов. Более 10 лет он сохраняется в популяции человека.

— Что будет с ковидом через несколько лет?

— Непонятно, сколько пройдет времени — год, два, три…Но вирус начнет приспосабливаться к популяции человека. Возможно, сейчас эта стагнация может быть попыткой вируса еще «покачать права», но потом есть вероятность, что он пойдет на убыль. Только если в природу не попадет более болезнетворный вирус.

Фото: «Толк»

Новое — это хорошо забытое старое

— Инфекционисты постоянно говорят о новых опасных заболеваниях для человечества. К чему нам готовиться прямо сейчас?

— Сейчас надо опасаться хорошо знакомых старых «товарищей», потому что ковид, конечно, внес корректировки в работу медиков в плане оказания медпомощи, в том числе и профилактической. В отдельных странах возникали перебои с профилактической вакцинацией. Эти пробелы могут привести к снижению популяционного иммунитета относительно тех или иных инфекций. Речь идет о кори, дифтерии, краснухе. Не зря эти болезни внесены в календарь профилактических прививок. Посмотрите, кто у нас в основном антипрививочники? Молодые люди в возрасте 25-30 лет. Они просто не знают о том, как раньше умирали дети от опасных болезней. Очень важно вакцинировать своего ребенка, это залог его здоровья.

Фото: Виталий Барабаш, «Толк»

Проблемы с вакцинацией, к примеру, были на Украине из-за геополитических событий. Работа по иммунизации населения нарушилась. И там официально регистрируются случаи дифтерии, коклюша, кори, ветрянки. Добавим к этому еще и массовую миграцию. Антипрививочники говорят: «Зачем вакцинировать ребенка от дифтерии, если по этому заболеванию нормальная ситуация?» Но возбудитель никуда не делся, под землю не ушел, в небо не улетел. Вирус сохраняется в человеческой ситуации, не вызывая болезни. Если большая часть населения привита, до появления симптомов не доходит. Но одна мамочка отказалась от прививки, другая, третья. Вот так и образуется прослойка, и вирус начинает распространяться.

— Одно время начиналась паника из-за распространения кори. Какая по ней обстановка на данный момент в Алтайском крае?

— По кори, насколько я знаю, стремительного развития нет. Это еще раз говорит о том, что вакцинация против нее в крае очень хорошо налажена. В основном в стране регистрируются единичные случаи, разносчики которых — мигранты. Но вирус кори очень летуч и даже один заболевший приводит систему здравоохранения в колоссальное напряжение. Если в доме, к примеру, выявили один случай, в группу риска попадает весь подъезд, все этажи. Тогда специалистам необходимо провести опрос, узнать, кто привит, а кто нет. Непривитым ставят сразу вакцину — в первые три дня после контакта с зараженным она поможет защитить человека. К сожалению, у нас прививка — дело добровольное. Достаточно вакцинировать ребенка от кори в 12 месяцев и в шесть лет, но некоторые люди добровольно обрекают своих детей на опасные болезни. Корь может вызвать серьезные осложнения в случае массового распространения.

— А заболеваемость ОРВИ и гриппом идет на спад в Алтайском крае?

— По ОРВИ и гриппу ситуация стабилизируется. В последние несколько недель превалировал в стране вариант гриппа B. Это укладывается в классику течения этой болезни. Эпидемия была двухволновая — первая с большим подъемом, когда превалировал штамм А, после некоторого снижения заболеваемости пришел штамм B. Вскоре, я думаю, объявят об окончании эпидемии гриппа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру