Повлияла миграция
Специалист отметила, что случаи заболевания корью были в Алтайском крае и в предыдущие годы. Так, в 2015 фиксировали 102 случая заражения, 2017 — один, 2018 — восемь, 2019 — 12. Все заболевшие переносили вирус в средней и легкой степени тяжести.
Жесткие антиковидные ограничения и закрытое небо привели к тому, что регион на три года забыл об этой инфекции. Специалист связывает причину сегодняшней вспышки с усилившейся миграцией на фоне послабления коронавирусных ограничений, в том числе, международной.
«Все, что больше одного случая, мы называем подъемом заболеваемости, — отмечает эксперт. — Когда открыли границы, люди активно поехали работать и отдыхать. Аэропорты, самолеты, отели — именно там происходит скопление людей из разных стран. А ведь у них не только свой календарь национальных прививок, но и убеждения — «буду, не буду» (вакцинироваться — прим.ред)».
Сегодня иммунная прослойка от кори в Алтайском крае среди взрослых составляет 95%, среди детей — чуть выше. Однако этого недостаточно, чтобы предотвратить всплески заболеваемости, подчеркивает Переладова. До 35 лет у человека должно быть две прививки от кори: укол ставится в год и в шесть лет.
На вопрос о том, грозит ли нынешний рост числа больных эпидемией, специалист отметила:
«Не будем загадывать, к чему это может привести, — отмечает Переладова. — В любом случае есть «горючий материал» в виде детей допрививочного возраста, то есть года. А индекс контагиозности очень высок. 95 из 100 непривитых заболеют даже при кратковременном контакте с больным».
Ситуацию усугубляют и те, кто привился от болезни только один раз. Если после двух введений вакцины иммунитет формируется в 95% случаев, то после одного — в 69-81%. Впрочем, даже после двух вакцин титр антител может упасть, и человек снова заболеет, предупреждает медик. Кроме того, как и другие вакцины, препарат от кори не дает стопроцентной защиты. Определить уровень антител можно, сдав специальный тест. Если человек недовакцинирован, специалист призывает срочно ставить вторую прививку. Делать это нужно в любом возрасте.
Особо опасна инфекция для беременных — она может вызвать проблемы с развитием плода. Впрочем, как и любой вирус. Также риску подлежат дети в возрасте до года и пяти лет.
Вестники болезни
Специалист напомнила, что источником болезни может стать только больной человек. «Корь — антропонозное заболевание, заболеть им может только человек. Если он не контактировал с больным, сидел дома, ветром инфекцию не надует», — подчеркнула эпидемиолог.
Первыми вестниками болезни могут стать высокая температура до 40°С, насморк, усталость, конъюнктивит. Однако понять, что это «оно», можно только при появлении сыпи, которая возникает на четвертый-пятый день заболевания. Причем «атакует» она сверху вниз: сначала — уши, лицо и шею, затем — грудь и туловище, а уже потом руки и ноги, говорит врач. «Красный» период, как правило, длится пять дней. Затем болезнь идет на угасание, и человек выздоравливает.
При этом специфического лечения против кори нет, только — симптоматическое, при котором больному выписывают жаропонижающие, витаминотерапию и тд.
Как себя чувствуют заболевшие корью?
Напомним, в Алтайском крае на сегодня подтверждено четыре случая заболевания корью: один — лабораторно, три — клинически. Больные переносят болезнь в легкой форме. Одного из них уже выписали из больницы, отметила специалист.
«Сегодня доктора были на обходе. Речи о том, что у них есть какие-то осложнения, не идет», — сообщила специалист.
Возраст заболевших — 21, 22, 24, 28 лет. По словам Переладовой, все они приехали из Новосибирской области, где подъем заболеваемости корью начался еще в сентябре. Причем основная масса заразившихся в соседнем регионе приходится на представителей цыганской национальности, которые «отказываются ставить прививки в силу религиозных убеждений».
Число антипрививочников растет с каждым годом, отмечает Переладова. Причем большая часть приходится именно на молодое поколение до 30 лет.
«Как правило, те, кто отказывается от прививок, не выступают против какой-то отдельной вакцины. Они вообще против всех. Были случаи, когда родители отказывались вакцинировать детей от кори, а потом выяснялось, что сами они «защищены», — недоумевает специалист. — Здесь мы уже начинаем говорить о защите прав ребенка. О том, что родители противодействуют оказанию профилактической медицинской помощи».