«Страшный зверь»
— ЕГЭ — это, конечно, очень «страшный зверь», которого выпускники боятся последние пару лет учебы. Этому способствует установка педагогов: « Вот не сдашь экзамены, вот тогда...». И далее по списку традиционных страшилок. Естественно, что ученик подходит к этому важному этапу в состоянии если не паники, а то сильного страха, — говорит Галина Эрнст.
Специалист отмечает, что страх — абсолютно нормальная реакция организма на стресс, и в умеренных дозах он идет на пользу, мобилизует все системы и способствует успешному преодолению препятствий. Однако, поясняет психолог, иногда страх зашкаливает и тормозит когнитивную деятельность, расшатывая познавательные процессы: делает менее эффективными процессы памяти, снижает концентрацию внимания.
По ее словам, для ребенка экзамен — это полезный стресс, который встряхнет организм и добавит осознания личной ответственности.
Галина советует педагогам и родителям наблюдать за выпускниками, чтобы ребенок не перешагнул тонкую грань между осознанием ответственности за результат и паникой.
— Я сама работаю преподавателям 25 лет и видела разные уровни стресса. Стресс в терапевтических, небольших дозах полезен — он мобилизует. Если на ребенка передавили, если его перепугали, здесь ни о какой пользе речи быть не может. Здесь ответственность только на родителях и учителях, — говорит психолог.

Справляемся с волнением
— При волнении дыхание сбивается, человек дышит поверхностно, из-за этого мозг недополучает кислорода, — говорит Галина Эрнст. — В итоге страх усиливается, и когнитивные процессы притупляются. Можно сделать два-три глубоких вдоха, но не надо слишком стараться, втягивая в себя весь воздух. Дышите медленно и глубоко — лучше у источника свежего воздуха.
Специалист советует «заземлить» себя, почувствовать стул, стол, как ощущается одежда на коже, как давит на руку ремешок часов.
— Ощутите ступнями опору, землю, подвигайте пальцами ног и рук. Начните мысленно считать до 100, например. Повторяйте про себя: «Я справлюсь, все будет хорошо». Сполосните лицо и руки холодной водой, если будет возможность, — объясняет собеседница.
По ее словам, можно попробовать активно потереть кончик носа и помять мочки ушей — тогда активизируется мыслительная деятельность.
Психолог не рекомендует давать ребенку успокоительные препараты. Неизвестно, как отреагирует организм на лекарство в условиях стресса. Даже на безобидную валериану.
— Это шаг в новую жизнь, и от его качества зависит насколько пойдут дальнейшие шаги. Но если этот шаг не получился, ребенок должен понимать, что — это не конец света. Мир на этом не закончился, ничего не рухнуло, — заключила специалист.