Единственный в Алтайском крае угольный разрез прирастает объемами и расширяет географию поставок

Нынешний, 2021 год «Мунайский разрез», расположенный в Солтонском районе, начинает с показателями в 100 тысяч тонн добытого угля. В планах на этот год увеличить объем еще как минимум на 50–75 тысяч тонн, что позволит предприятию выйти на точку безубыточности. Что сделано с момента возобновления работы угольного разреза после долгого простоя, о планах на будущее, а также о том, что тормозит развитие разреза, «МК на Алтае» рассказал его руководитель Виталий Федяев.

Единственный в Алтайском крае угольный разрез прирастает объемами и расширяет географию поставок
Фото: из архива компании

Увеличили объемы, расширили географию

— Виталий Валерьевич, в 2020 году разрез закончил с показателями в 100 тысяч тонн. Насколько предприятие приросло за годы работы, если посмотреть в динамике?

— В 2018 году, когда на разрез пришли новые собственники, объемы добытого угля были на уровне 25 тысяч тонн, в 2019-м вышли на 54 тысячи тонн, 2020-й завершили со 100 тысячами. Как видите, прирост достаточно серьезный. В этом году мы планируем увеличить еще на 50–75 тысяч тонн, что позволит выйти предприятию на точку безубыточности при условии той стоимости угля и при тех затратах, которые существуют сегодня.

— В прошлую нашу встречу вы говорили, что мунайским углем заинтересовались районы, расположенные за пределами бийской зоны. Удалось расширить географию поставок?

— В отопительный сезон 2020–2021 годов мы заключили контракты с 19 районами края. В том числе добавился город Славгород, где мы выиграли конкурсные торги на поставку угля. Опыт работы с этим муниципалитетом в очередной раз доказывает, что даже с учетом логистических затрат наш уголь более выгоден по цене, чем тот, что приходилось закупать в соседнем регионе. При этом мунайское топливо не уступает по таким показателям, как горючесть, теплоотдача, к тому же имеет низкую зольность, не зашлаковывает котлы, экологичен. Думаю, в перспективе есть смысл активно выходить за пределы бийской зоны, осуществляя поставки и в удаленные районы.

— Виталий Валерьевич, неоднократно слышала жалобы от глав муниципалитетов, что стоимость каменного угля из соседнего региона вновь начинает расти. За счет чего «Мунайскому разрезу» удается сдерживать цены?

— Мы работаем внутри Алтайского края и не видим смысла задирать цены. Наши потребители — в основном муниципальные предприятия, которые отапливают учреждения социальной сферы: школы, детские сады, больницы и прочее. Что касается подорожания угля, который поставляют с соседнего региона, то это, на мой взгляд, связано с выросшим объемом и ценой экспортной реализации. Учитывая валютный курс, им это наиболее выгодно. Мы же, повторюсь, работаем только на внутренний рынок.

Не хотелось бы доводить ситуацию до крайности

— В начале нашего разговора вы отметили, что в планах на этот год вывести «Мунайский разрез» на точку безубыточности. Что может помешать этому процессу?

— Проблемы все те же — многомиллионные долги, которые некоторые муниципалитеты копят с 2018 года. Общая задолженность составляет более 196 млн рублей. Например, Алтайский район еще по прошлым годам был должен 6 млн рублей. В этот сезон мы были вынуждены ограничить поставки в этот муниципалитет, пока не получили хотя бы частичную оплату. У МУПа Бийского района с прошлого года была задолженность в 13,3 млн рублей, в этом осталась без движения. В числе злостных неплательщиков МУПы Кытмановского, Смоленского районов.

— Чем руководители МУПов объясняют такую низкую платежеспособность?

— Один из самых популярных доводов — это то, что они вынуждены направлять деньги на ремонты коммунальных сетей. Хотя лично мне непонятна такая позиция. Есть тарифы на тепло, которые, к слову сказать, выросли в этом году. В них заложены затраты на оплату за топливо, электроэнергию, зарплату, налоги, но на ремонты не заложены. А ремонты, особенно аварийные, приходится производить безостановочно, на них тратятся деньги, предназначенные в том числе для нас. Выходит, что за наш счет муниципалитеты решают свои проблемы, не беря во внимание, что «Мунайский разрез» тоже несет затраты на добычу угля и его транспортировку. С нами сотрудничает порядка 30 сторонних организаций — это перевозчики, поставщики запасных частей, топлива и прочее, с которыми мы обязаны производить своевременные расчеты. Да и на самом разрезе трудится более 250 человек, которым нужно без задержек выплачивать заработную плату.

Фото: из архива компании

— Вы назвали муниципалитеты «двоечников». А есть те, кто производит своевременные расчеты?

— В числе таковых можно назвать Советский, Заринский, Зональный, Красногорский районы. Опыт сотрудничества с ними говорит о том, что можно выстраивать эффективную работу коммунальной сферы, не накапливая долги и не ставя под угрозу весь комплекс теплоснабжения. Ведь и мы можем пойти на крайние меры в отношении злостных неплательщиков, приостановив поставки. Но нам бы очень не хотелось доводить ситуацию до крайности, так как мы социально ответственное предприятие, которое работает на территории Алтайского края, чтобы обеспечить его энергетическую безопасность и уменьшить зависимость от поставщиков топлива из других регионов.

— Краевые власти как-то подключаются к решению этой проблемы?

— Тема неплатежей звучит на всех совещаниях, которые правительство края проводит с главами районов. Конечно, без участия и заинтересованности краевых властей, думаю, возвращать долги за потребленные ресурсы было бы гораздо сложнее. Хотелось бы видеть и понимание руководителей муниципалитетов. Они сами признают, что после того как Мунайский разрез возобновил работу, решать вопросы теплоснабжения стало гораздо проще и спокойней. Ведь мы находимся внутри региона, постоянно на связи и готовы оперативно реагировать и на запросы в плане поставок, и даже наладки котельного оборудования. Но нужно осознавать, что и мы не можем больше ота-пливать в долг населенные пункты, причем, напомню, в основном это социальная сфера. У нас есть коллектив, есть свои финансовые обязательства.

— Вы сказали, что на предприятии трудится более 250 человек. Это местные жители?

— В основном это жители поселка Сузоп, где базируется предприятие. И нужно отметить, что с появлением рабочих мест заметно преобразился и сам населенный пункт. Люди получают стабильную заработную плату, вкладывают деньги в ремонт домов, покупают автомобили… Мы заинтересованы в том, чтобы здесь оставалась молодежь, так как предприятию необходим кадровый потенциал. Например, сейчас мы готовы принять порядка 20 человек для работы водителями на самосвалах. С развитием разреза, а я уверен, оно будет продолжаться, потребности будут расти.

Справка

Месторождение бурого угля на территории Солтонского района было открыто в 80-х годах XIX века, однако его разработкой практически никто не занимался. В 1988 году добычу стала осуществлять компания «Новосиб-уголь». Позже разрез несколько раз менял хозяев. В 2005 году за восстановление карьера взялись инвесторы из Кузбасса — ООО «Мунайский разрез». В 2013–2015 годах добыча не велась, в 2016 году по решению Ростехнадзора месторождение законсервировали. В мае 2017 года на разрез пришли новые собственники из Москвы, возобновив производство.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру