Во время подведения итогов, на совещании у губернатора Чеботаев сообщил, что практически 4 млн тонн зерна получено в зачетном весе, что является достаточным для закрытия внутренних потребностей. Сезон 2020 отличился и качеством урожая – 92% зерна пшеницы оценены экспертным сообществом, как продовольственные.
– А с учетом имеющихся резервных запасов, сохраняется возможность маневрировать в сторону экспорта. За девять месяцев этого года из края было вывезено 800 тысяч тонн зерна, из которых 200 тысяч были отправлены в другие страны, – сообщил министр.
Однако, уровень экспорта в зарубежные страны из Алтайского края на сегодня нельзя отнести к выдающимся показателям. Особенно с учетом того, что Россия в предельно конкурентной борьбе стала экспортером номер один в мире.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин ранее заметил, что лидерство России над странами ЕС, США и Канадой, должно сохраняться, в том числе за счет бесперебойных поставок странам-покупателям. Темпы должны сохраняться, в том числе, благодаря взаимодействию регионов с РЖД.
Ранее «Коммерсант» со ссылкой на гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько писал, что у таможни возникают вопросы к весу партий пшеницы.
– Проблемы с вагонами также могут быть связаны с высокой нагрузкой на железную дорогу, – объяснил он.
Но есть и более серьезная проблема – это квоты на транспортировку экспортируемой продукции АПК.
Что касается Алтайского края, то по словам губернатора Виктора Томенко, соответствующий диалог с РЖД на эту тему постоянно ведется и есть хорошие результаты. Он напомнил, что в рамках Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», внутри которого есть проект об экспорте продукции АПК, предусмотрено постепенное наращивание объемов отправляемой продукции.
– Речь идет о нашей экономике и о реализации обязательств, которые наш регион взял перед федеральным правительством. И хотя долгое время в этом году границы были перекрыты, показатели можно оценить хорошо. В 2019 году у нас не было квоты ни на один килограмм. В этом году мы такую льготу получили благодаря совместной работе с РЖД и федеральным Минсельхозом. В итоге было оговорено, что не только в контейнерах, но и полувагонах, и в цистернах можно отгружать продукцию наших аграриев. В итоге, нам позволили вывести по этим льготным тарифам 270 тысяч тонн зерна. То есть без провозной платы Российским железным дорогам, которые получают компенсацию от федерального бюджета, – рассказал Томенко.
Глава региона уточнил, что с момента начала действия соглашения, было реализовано 90% этой квоты, которую планируется использовать и дальше.
Кроме того, региональные аграрии могут вывозить свою продукцию за пределы регионов по льготным тарифам по линии РЖД и в рамках правительственного постановления №406.
В 2020 году сельхозпроизводители экспортировали больше, чем было заложено в плане. Объем экспорта составил 300 млн долларов, вместо запланированных 260 млн, что на 14-15% больше. Если в 2017 году речь шла о примерно 190 млн долларов дохода от экспорта, то к 2025 году объемы экспорта должны составить уже 500 млн долларов США.
Эти 500 млн долларов от оборота Алтайского края должны стать частью оборота всей России, который к 2025 году должен достигнуть 45 млрд долларов. На данный момент оборот находится на уровне 25 млрд долларов.
Президент России Владимир Путин, во время совещания с правительством 17 декабря, выразил надежду, что административные усилия властей на всех уровнях помогут отрасли, работая рыночными механизмами.