Разговор за завтраком с министром образования Максимом Костенко о школьном питании

Тема организации бесплатного питания учащихся начальных классов отодвинула на второй план даже самую обсуждаемую — о возможном возврате дистанта из-за распространения коронавируса. Вот и корреспондент «МК на Алтае» решила обсудить ее с руководителем регионального Минобра Максимом Костенко, но не в кабинете чиновника, а прямо в школьной столовой за завтраком.

Разговор за завтраком с министром образования Максимом Костенко о школьном питании
фото пресс-службы Министерства образования и науки Алтайского края

Учебное заведение для встречи я предложила сама. И выбор на барнаульскую СОШ № 59 пал не случайно. В прошлом году ее окончил мой сын, так что о том, как здесь организовано питание, я примерно знаю. Не скрою, был период, когда в пятом классе ребенок заявил, что не хочет кушать в школьной столовой, мол, еда холодная, да и не очень вкусная. Тогда этот вопрос поднимался на родительских собраниях, в результате тема о переходе на сухпайки постепенно отпала.

— Дмитрий Анатольевич, а как нынешние родители? Не жалуются на качество питания? — интересуюсь у директора школы Дмитрия Ясофова.

— Жалоб нет, есть пожелания, которые совместно с комбинатом школьного питания стараемся учитывать. Администрация школы никогда не закрывала двери столовой от родителей. Есть вопросы — приходите, смотрите, можете даже попробовать. Сейчас, в пандемию, это, конечно, невозможно. Кто-то из мам предложил установить видеокамеру, чтобы в онлайн-режиме наблюдать, как кушают дети, видеть, что после завтрака или обеда тарелки остаются чистыми.

— Знаю, на то, чтобы достичь компромисса, пришлось потратить и время, и нервы. Но это отдельно взятое учебное заведение. Максим Александрович, как перестраивалась система образования под новые требования, связанные с переходом на бесплатное питание младшеклассников?

— У нас не было времени на раскачку. Президент страны Владимир Путин подписал соответствующий указ в марте, то есть за пять месяцев до начала учебного года. За этот срок надо было не только разработать меню, это лишь малая часть, но, главное, подготовить все без исключения школы для организации горячего питания в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Иначе край не получил бы ни копейки из федерального бюджета. Так как последняя массовая замена оборудования проводилась по нацпроекту в 2008–2010 годах, понятно, что в каких-то школах его пришлось менять, в каких-то докупать, ремонтировать. Всего с начала весны отремонтировали 256 столовых, в 450 обновили материально-техническую базу. Но у нас были учебные заведения, в которых вообще не было пищеблоков — даже в советские годы. Один из примеров, который звучал в СМИ, — Журавлихинская школа в Первомайском районе, из которой детей возят на обед в базовую СОШ. В ней был только буфетчик, который разносил детям чай и булочки. Чтобы организовать горячее питание, потребовалось найти помещение, отремонтировать его. За этим стоит еще огромный пласт работы по выделению средств из муниципального бюджета, проведение конкурсных процедур и другие предусмотренные законодательством оргвопросы. И если вы спросите родителей учащихся, готовы ли они были потерпеть временные трудности, уверен, многие ответят положительно. Ведь после запуска пищеблока горячее питание будут получать не только младшеклассники, но и учащиеся старших классов. И таких школ, где с момента основания, то есть с 1950–1960 годов, не было пищеблоков, в крае насчитывалось 34. На их организацию в общей сложности направили 17 млн рублей.

— В крае есть школы, в которых учится не больше десятка школьников. В них тоже созданы условия для обеспечения горячим питанием?

— Безусловно. Повторюсь, это одно из главных требований для вступления в реализацию проекта. Пример — еще одна нашумевшая начальная школа в селе Большая Тихая в Солонешенском районе, которую в прошлом году мы были вынуждены временно закрыть из-за отсутствия педагога. Кадровый вопрос решили благодаря программе «Земский учитель». Сейчас здесь учатся шесть детей, и они тоже обеспечены горячим питанием. Для этого потребовалось не только организовать пищеблок, оснастив его необходимым оборудованием, ввести ставку повара, но и пробурить скважину для подачи воды.

— Изначально родители высказывали недовольство по поводу меню, а вернее тем, что во вторую смену детки кушают сытнее, чем в первую. Насколько, на ваш взгляд, претензии обоснованные?

— Понятно, что и дома с утра никто из родителей не предложит ребенку борщ, котлету с гарниром и компот, другой вопрос, что и завтрак должен быть сытным и питательным. В этом плане да, были недоработки, которые устраняются. Поймите, педагогическое сообщество — это не специалисты сферы общепита, разработка меню не входит в их компетенцию. Но понимая важность реализации данного проекта, вместе с Роспотребнадзором, операторами питания, родителями мы решаем поставленные задачи. Изначальное меню было скорректировано, и это не последний вариант. На базе Алтайской академии гостеприимства создана рабочая группа, которая изучает, анализирует все практики, чтобы выбрать лучшие и рекомендовать их муниципалитетам. Ведь суть федерального проекта не сводится только к тому, чтобы обеспечить бесплатным питанием детей, оказав тем самым помощь родителям в непростое время, не менее важная задача — привить подрастающему поколению навыки правильного пищевого поведения. Ну а то, что касается каши, я уверен, она обязательно должна быть в детском рационе, да и у взрослых тоже.

— И как вам школьная каша?

— Вкусная, я бы сказал даже слишком. На мой взгляд, не стоило добавлять сахар. Но повара старались, чтобы детям понравилась, и, судя по пустым тарелкам, им это удалось.

— И я замечу, что место нашей встречи я до последнего держала в секрете. Для Дмитрия Анатольевича ваш визит стал неожиданным.

— Это вы пришли не в день, когда творожную запеканку дают. Ее едят с удовольствием и малыши, и старшеклассники, — уточнил директор школы.

— Максим Александрович, у вас двое сыновей, вы как родитель интересовались, что они кушают в школе?

— Старший уже взрослый — ему 19 лет, а младший еще школьник. Меня как отца больше интересует, как они учатся, какие у них учителя, комфортно ли им в школе. Если бы были какие-то вопросы по питанию, то этим, наверное, занималась бы супруга. Но тема питания в нашей семье не поднималась. Дети ходят в школу, чтобы получать знания, а все остальное помогает им в этом.

— А вам в детстве нравилась школьная столовская еда?

— Если честно, как-то даже в памяти не отложилось. Запомнилась масса событий, осталось много впечатлений, а вот что давали в школьной столовой — нет. Помню, в детском саду не любил кисель из картофеля. Но сейчас бы от него не отказался.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 21 октября 2020

Заголовок в газете: Про кашу и не только

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру