Учителя Алтайского края готовятся к смешанному формату в новом учебном году

Заведующая лабораторией цифровой педагогики АИРО Александра Бускина рассказала, как учителя Алтайского края пережили переход на удаленное обучение во время пандемии коронавируса, какие уроки вынесли и о планах на новый учебный год.

Учителя Алтайского края готовятся к смешанному формату в новом учебном году

— С какими проблемами в целом столкнулся край при переходе на дистант и как вы их решали? 

— Первая проблема, которая проявилась сразу – как обеспечить стабильную образовательную среду для учащихся со стороны учителей, которые до этого не работали с цифровыми сервисами и платформами. Вторая - как переформатировать подход к расписанию и составлению рабочих программ - как укрупнить темы и задействовать межпредметный потенциал, как выстраивать целеполагание и последовательность изучения тем, как просчитать время на изучение материала, если деятельность учеников и ее оценка на онлайн-уроке иначе выстраиваются.  Как в этой ситуации обеспечить живость и продуктивность обратной связи с детьми, как помогает учебная аналитика для работы с трудностями, и найдется ли место неформальности и живости взаимодействия в то же время, чтобы удерживать высокие результаты. Это очень важные вопросы, учителя их задавали нашим методистам, преподавателям института. На фоне новых интенсивных процессов важно было, чтобы проявился энтузиазм и позитивный поворот к вариантам удаленного обучения.  

Оказалось, что большую роль играет та категория учителей, которая выработала позитивный опыт работы с цифровыми ресурсами, такими как Яндекс.Учебник, подготовки онлайн-уроков и имела опыт проведения таких занятий в прошлом году во время сезонных эпидемий ОРВИ, гриппа, а также подготовки детей к профильным сменам, олимпиадам и экзаменам. Компетенции многих учителей в ряде случаев, включая школьные команды региональных инновационных площадок, в этот период значительно превысили компетенции тех педагогов, которые с долей скепсиса оценивали потенциал цифровых ресурсов в обучении и не включали системно их в свои уроки.  

Изучение практик наших школ и обратная связь по итогам консультирования учителей дает почву для наблюдений. В период удаленного обучения такая категория учителей нередко придерживалась сценария: «Вот вам домашнее задание в электронном дневнике по учебнику, вышлите фотографии ответов на электронную почту». И качество такой организации взаимодействия с учениками, конечно, нуждается в анализе взаимно достигнутых или, наоборот, не достигнутых результатов. Другую позицию и опыт в организации взаимодействия с детьми и родителями показали директора, заместители директоров и учителям школ, гимназий и лицеев края, сфокусированных на гибком отборе работающих сценариев обучения, балансе возможностей ребенка и учителя, включенности всего класса в обучение, и максимальном отказе от формального подхода только лишь к «доставке знаний». Им удалось перейти к разработке новых форм организации групповой работы в режиме реального времени с опорой на сервисы WEB 2.0., системы взаимопроверок, проектной деятельности с элементами вовлечения и геймификации. Такой опыт воплощен педагогами гимназии № 42, школы № 53, гимназии №74, Алтайского краевого педагогического лицея, лицея № 8 г. Новоалтайска, Бийского лицея-интерната, Первомайской школы, Первомайской школы № 2 Бийского района, Тальменских школ № 3 и № 5, Кулундинской школы № 1, Озерской школы-интерната, Родинской средней общеобразовательной школы № 1. 

Важным моментом было то, что еще в конце марта в режим штаба перешла работа профессиональной команды со стороны Министерства образования и науки Алтайского края, Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова и Института цифровых технологий и оценки качества образования. Работала единая горячая линия по вопросам удаленного обучения, каждая школа создала для своих подопечных также горячие линии, что оказалось очень важной практикой. Еженедельно министр образования и науки Алтайского края Максим Александрович Костенко проводил открытую линию с педагогами и родителями, вплоть до начала выпускных экзаменов. Все вопросы и комментарии анализировались и оперативно решались. Информационная система “Сетевой регион. Образование” со стороны АИЦТИОКО обеспечивала инфраструктурные решения и техническую составляющую - электронный дневник для всех учащихся края. Были совместно выработаны 4 модели удаленного обучения с учетом того, как оснащен каждый школьник. И к моменту выхода с каникул у каждого директора школы была картина по каждому ребенку. Соответственно, выбор модели обучения и траектории с использованием цифровых ресурсов был основан на данных о технических возможностях каждого ребенка. Тем школам, в которых ранее учителя использовали формы онлайн взаимодействия в обучении, системно организовывали такую работу, конечно, было на общем фоне проще.  

— Были ли технические проблемы?

— У нас 80% школ находится в сельской местности и не везде есть материально-техническая возможность пользоваться широкополосным интернетом. И есть определенный процент учащихся, которые не имеют гаджетов. В каждом регионе свои цифры. Так вот, эта цифра в общем по региону по данным, которыми располагает министерство образования и науки, была снижена. Школы задействовали все инструменты, чтобы каждый ребенок вне зависимости от его ситуации с технической оснащенностью осознанно действовали в новых обстоятельствах, из оценки своей деятельности делал выводы и продолжал включенно обучаться, формировать навыки, взаимодействовать с учителем и, по возможности, с одноклассниками теперь в новом формате.  

Когда не было возможности оплатить интернет или получить устройство, несколько локальных провайдеров Алтайского края взяли на себя миссию: оплачивали интернет детям, семьям, у которых есть трудности с обеспечением интернета. Проблемы с обеспечением техникой решались выдачей на дом устройств.  

Родители поначалу имели очень много вопросов, но для них еженедельно с конца марта по четвергам проводились открытые родительские собрания с министром образования и науки Алтайского края Максимом Александровичем Костенко, с директором Института цифровых решений Михаилом Анатольевичем Рязановым. По пять тысяч человек участвовали в таких трансляциях. Задавали вопросы, получали конкретные ответы. Фиксировались школы, от которых эти вопросы поступали, кому была нужна помощь. Министр образования сразу создал горячую линию, куда поступали вопросы абсолютно от всех школ.  

К моменту выхода с каникул был предпринят последовательный комплекс мер, чтобы школьники спокойно начали онлайн-обучение. 180 тысяч учащихся приступили к обучению на различных образовательных платформах. К концу марта – началу апреля на 21 тысячу учащихся увеличилось количество пользователей Яндекс.Учебника. Интересно, что подключились не только учителя, но и родители. Родители регистрировали детей в Яндекс.Учебнике, потому что хотели поддержать своих детей в организации освоения программы. 

— Как была организована поддержка учителей? 

— Для педагогов мы ввели курс «Учимся онлайн», в котором можно было задавать вопросы, была своя горячая линия, чтобы можно было поддерживать педагогов методическими силами Института развития образования. Была возможность задавать вопросы в WhatsApp, знакомиться со статьями, курсами, а затем мы выкладывали советы методистов о том, как перестроить расписание, чем отличается расписание очного урока от дистанционных форм, как сгруппировать задание, каждый ли день меры контроля знаний использовать. Эта траектория помогла снять вопросы, связанные с теорией. Оставалось дело за практикой.  

Педагоги спрашивали, кто в нашей школе/селе/городе работает с цифровыми ресурсами, просили контакты, а потом взаимодействовали между собой, внутри сообщества, что очень важно. Ключевая фигура - учитель, который готов не просто находиться в состоянии неизбежного принятия, а который рефлексирует, готов взаимодействовать, чтобы меняться. В этот момент в апреле запустился интенсив Яндекса «Я учитель» по анализу гибких навыков. 1800 учителей с интересом прошли этот тест. Получили определенные рекомендации, инструменты и говорят, что им это очень помогло. Потом в Яндекс.Учебнике появилась функция видео-уроков. И коллеги, которые планировали использовать целое многообразие: Zoom, Skype, WhatsApp - перешли к принципу “одного окна”.  

— Были ли какие-то интересные педагогические находки?

— Несколько школ в прошлом году получили в подарок Яндекс станции за активную работу с ресурсами Яндекс.Учебника. Эти станции коллеги попробовали использовать во время своих онлайн-уроков, что помогало выйти на межпредметные связи, внести определенную динамику, используя навыки Алисы. Например, навыки «Безумная библиотека», навык рисования, «Графические диктанты». Коллеги высказывали обеспокоенность, что дети утратят навыки письма в процессе удаленного обучения, и здесь тоже пригодился навык Алисы. Он позволял не просто выполнять упражнение, но еще и развивать мелкую моторику. Это позволило внести что-то новое, не превратить онлайн-уроки в рутину. 

Учителя были на связи с детьми не с помощью электронного дневника, а через сообщество, соцсети, WhatsApp, предлагали детям вести читательские дневники, поиграть с Алисой, написать свои впечатления.  

Мы проводили парковку идей – обсуждали находки учителей, и эта копилка у нас пополняется до сих пор. Одна из последних идей - возможность на летних каникулах не только читать книги, но и слушать их. Яндекс.Учебник и Яндекс.Музыка сделали совместные плейлисты до восьмого класса, которые включают не только чтение сказок по ролям, но и аудиоспектакли.  

За период дистанта коллеги поняли принципы работы логики смешанного обучения с использованием ресурсов Яндекс.Учебник. Попробовали те модели, которые они могут успешно включать в учебный процесс, например, модель перевернутого класса. Поняли, что могут управлять своим самообразованием, выбирать не только курсы, к которым они привыкли у нас в институте - стандартной программы повышения квалификации, но и саморефлексии - то, что было в программе Я Учитель.  

— Какими сервисами в основном пользовались учителя и что было в них важно? 

— Наряду с Яндекс.Учебником учителя использовали сервисы Учи.ру, Российская электронная школа, Мобильное электронное образование, Я Класс, SkyeSmart, Фоксфорд. Была возможность сравнить разные сервисы. Школы разворачивали и создавали свои образовательные порталы на платформе Moodle, использовали Google Meetings и Google Classroom.  

Во-первых, учителям была важна доступность, возможность сразу освоить алгоритм обучения и новых видов взаимодействия с учениками. Важна хорошая методическая поддержка в виде ресурсов, инструкций, справочников, круглосуточной поддержки. Во-вторых, экспертная оценка, основанная на исследовании эффектов обучения с помощью таких сервисов и признанность в педагогическом сообществе. В-третьих, не просто текущее решение учебных задач, а аналитика и нацеленность на результат, работу с трудностями и потерей мотивации. 

— К чему вы готовитесь в новом учебном году?

— Мы готовимся к смешанному формату. У нас не переставая идут онлайн-мероприятия, посвященные именно реализации смешанного обучения. И все программы, которые сейчас разрабатываются в Институте, скорректированы именно под эту задачу: способы достижения образовательных результатов в условиях реализации смешанного и удаленного обучения, педагоги – наши слушатели формируют новый пользовательский опыт вместе с преподавателями нашего института, готовятся к учебному году с новыми форматами взаимодействия в цифровой среде. Потому что этот запрос очень-очень велик сейчас у педагогов. 

У нас в институте сейчас реализуется линейка программ повышения квалификации, целенаправленно формирующих опыт работы с моделями синхронного и асинхронного обучения с использованием цифровой образовательной среды - от вопросов, как организовать по-новому письменную работу, лабораторные работы, к разработке новых вариантов организации групповой работы, системы взаимопроверок, проектной деятельности. Одна из них - программа совместная, разработана экспертами Яндекс.Учебника и нашим Институтом: «Цифровой ресурс в образовательном процессе начальной школы на примере Яндекс.Учебника» - адаптирована как раз к этим задачам. Другие программы тоже - все идет с перенастройкой на практику смешанного обучения. Возможно, мы перестраховываемся, но коллеги настроены на расширение своих практик взаимодействия с детьми.   

Мы планируем образовательные события – в августе лаборатория цифровой педагогики примет участие с выступлением на съезде тренеров-технологов в МГПУ с темой по цифровому контуру деятельности учителя и ученика в процессе обучения русскому языку с опорой на ресурсы Яндекс.Учебник, также у нас пройдет важное ежегодное событие -  Дни образования на Алтае, которые намечены на середину сентября и где все краевые учебно-методические объединения, включая объединения учителей начальных классов, проведут свои площадки: дискуссионные, практические, встречи с экспертами.  

У нас планируется круглый стол, посвященный организации удаленного обучения с помощью ресурса Яндекс.Учебник. Совместно с коллегами с профильной кафедры хотели бы включить аспекты, касающиеся формирующего оценивания на уроке для ребёнка: что ребенок о себе узнаёт, о том как он учится, о своих особенностях и работе с ошибками, о своем движении к новым навыкам. Будет отдельная секция, посвященная функциональной грамотности. Планируем участвовать в интенсиве Я Учитель в октябре 2020 года. Ценность поддержки возрастает в этих условиях и дает новые точки для профессиональной саморефлексии, оценки своей готовности выбирать новое качество взаимодействия с учениками. Так другой опыт работы активирует у каждого из нас в этот период новые качества и ресурсы жизнестойкости, становится несомненным источником обозримых изменений в нашей деятельности.