Ждали, да не подготовились
Наблюдая за статистикой, многие жители Алтая недоумевали, в чем же причины стремительного роста заболевших COVID-19 в этом муниципалитете. По Республике даже поползли слухи, что местные жители оформили «ковидные» страховки, по которым положены внушительные компенсации в случае инфицирования коронавирусом и специально заражают друг друга. Однако их опровергли местные власти, заявив, что ничего подобного нет. Это подтвердила и проведенная специалистами Роспотребнадзора выездная проверка, о которой ведомство подробно рассказало на официальном сайте.
Кош-Агачский район — закрытая территория из-за пандемии. Въезд и выезд строго запрещены. На пропускном пункте машину Роспотребнадзора остановили полицейские. Проверив документы, удостоверяющие личность и право въезда в муниципалитет, внеся сведения в соответствующий журнал, сотрудников ведомства пропускают дальше.
— Как только заехали в Кош-Агач, поняли — нас здесь ждали. Большинство торговых точек оказались закрыты. Чуть позже мы узнали, что причина этому явлению — распространившаяся в социальных сетях информация, следующего содержания: «Уважаемые предприниматели! Сегодня пост проехали сотрудники Роспотребнадзора для проверки соблюдения противоэпидемиологических требований предпринимателями района. Проверять будут завтра, послезавтра. Во избежание больших штрафов примите все возможные меры», — рассказывают представители ведомства.
Одним из первых объектов, которые посетили санитарные врачи, был торговый дом «Мария-РА», расположенный в самом центре села. Возле магазина они увидели скопление людей. Многие, отметили проверяющие, были в защитных масках.
— Но при этом односельчане активно общались между собой, обнимались, обменивались рукопожатиями и поцелуями. Складывалось такое чувство, что они долгие месяцы не видели друг друга, — продолжают повествование представители надзорного ведомства.
К слову сказать, отмечают они, в этом магазине уже были выявлены случаи инфицирования сотрудников, однако администрация не только не предприняла противоэпидемиологические меры, но и элементарно антисанитарные.
— Внутри нас ожидала печальная картина: грязненные полки с продуктами, холодильное оборудование с подтеками от размороженного мяса, соусов, разбитых яиц. Кругом грязь, мусор… И это в объекте, торгующем продуктами питания, который чаще всего посещают местные жители! О какой профилактике коронавирусной инфекции здесь можно говорить!? — недоумевают видавшие виды специалисты.
По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении, сотрудники магазина отстранены от работы, а торговый центр закрыт на генеральную уборку и дезинфекцию. Уже на следующий день он порадовал посетителей и надзорное ведомство чистыми полами и полками, а так же качественными продуктами.
Тесно, как в банке
Следующий пункт — отделение крупного всероссийского банка, расположенного в райцентре, где также были зафиксированы случаи заражения сотрудников. Двери оказались закрыты на ключ, в просторный зал ожидания запускали по два человека. Остальные толпятся в небольшом закутке, где установлены банкоматы. Вместо дезинфекции, отмечают проверяющие, на полу — комки грязи. Есть разметка, отмечающая дистанцию в 1,5 метра — 10 кружков, однако в тесном помещении сотрудники ведомства насчитали не менее 40 человек.
— Специалисты офиса позаботились о своей безопасности, закрывшись на ключ, но безопасность клиентов их почему-то не волнует. Вместе с представителями администрации и полиции пришлось буквально выгонять людей на улицу, чтобы обеспечить дистанцию. Потом несколько минут пытались достучаться до персонала, чтобы с ними побеседовать, — пишут санитарные специалисты.
В ходе инспекции они зафиксировали массу нарушений, так, например, в отделении банка отсутствовали пятидневный запас дезинфицирующих средств, график уборки помещения, журнал здоровья для сотрудников, в котором необходимо фиксировать сведения о результатах «входного контроля»: температура тела, наличие признаков респираторного заболевания, возможных контактов с больными лицами и прочее.
Руководству финансовой организации был вручен протокол об административном правонарушении, а также рекомендовано организовать работу таким образом, чтобы не создавать толкучки в помещении. Например, наладить работу с клиентами по предварительной записи с назначением конкретного времени визита. Ну, и естественно, предписано устранить все выявленные замечания, что позволит минимизировать вероятность заноса инфекции.
Ответ очевиден
Посещение очередного пункта для проверки — рынка «Рахат», который также пользуется популярностью у местных жителей, — оказалось бесполезным. Здесь специалистов встретили закрытые торговые павильоны. Вероятно, предприниматели в этот день решили отсидеться дома, чтобы не нарваться на штрафы.
А вот в супермаркете «Айсауле» проверку, очевидно, ждали. На входе специалистов Роспотребнадзора встретила женщина с антисептическим раствором, любезно предложила обработать руки. Здесь же на столе лежал запас одноразовых масок и перчаток, которыми могли воспользоваться покупатели, а внутреннее радио торговой точки призывало держать дистанцию и соблюдать меры безопасности.
— Все благостные чувства в одночасье перечеркнуло посещение зоны размещения холодильного оборудования. Здесь мы увидели месиво из грязи на полу, сломанные ящики, стулья. В одном из холодильников при температуре +18°С хранилась молочная продукция, к тому же некоторые из упаковок имели признаки порчи. В итоге на утилизацию отправлено три тележки молочки, — сказано в сообщении.
Кроме того, проверяющие отметили грязные витрины и что часть товара хранится прямо на полу без подтоварников. Аналогичную картину, сообщает ведомство, они увидели и в других кош-агачских магазинах. Ответ на вопрос, за которым специалисты Роспотребнадзора приехали в закрытый район, для них стал очевидным — чтобы сократить число инфицированных, нужно начать с самого простого: соблюдать масочный режим, дистанцию, ограничить количество контактов, мыть и дезинфицировать помещения.