От плановой к экстренной
Когда в Барнауле появились первые случаи заболевания и начала формироваться база ковидных госпиталей, планировалось, что горбольница № 8 станет кадровым резервом, из которого специалистов будут направлять оказывать помощь пациентам с коронавирусом в другие учреждения. Однако сейчас об этом речи нет, так как больница взяла на себя серьезный объем оказания экстренной помощи.
— Если раньше на экстренной помощи ежедневно у нас дежурила только часть отделений, то сейчас каждый день ее оказывают практически все. Соответственно, изменился поток пациентов. В частности, офтальмология, хирургия и гинекология работали практически всегда на плановую помощь. К примеру, хирургия раньше дежурила всего два раза в месяц, а теперь тем же коллективом они принимают экстренных больных через каждые два дня. Это связано с тем, что мы перекрываем мощности, которые задействованы под ковидные госпитали, — рассказывает главный врач горбольницы № 8 Ольга Лавриненко.
Временное перепрофилирование в ковидный госпиталь еще больше увеличило нагрузку на отделения. Если раньше экстренную помощь женщинам по профилю гинекологии оказывали в двух лечебных учреждениях, то теперь «Трансмаш» остался единственным стационаром, взявшим на себя эту функцию. Пришлось пересмотреть и работу отделений офтальмологии.
— Одно отделение — «травмы глаза» — у нас всегда оказывало экстренную помощь, другое было плановым. Работа второго в настоящее время приостановлена, зато поток экстренной помощи вырос за счет тех, кто не может попасть в больницу в привычном порядке. Они обращаются с осложнениями, и мы обязаны оказать им помощь, — поясняет главврач.
Для того чтобы помочь коллегам справиться с возросшей нагрузкой, врачи отделений, деятельность которых приостановлена, временно переходят туда, где необходимы дополнительные руки. Так, к примеру, заведующую дневным стационаром офтальмологического профиля с начала пандемии перевели работать врачом в отделение неотложной помощи, так же как и остальных докторов отделения. Аналогичная ситуация с медицинскими сестрами. Средний и младший медперсонал перешел работать в отделения, которые сейчас принимают пациентов в усиленном режиме.
— Поток больных большой, нам пришлось даже задействовать дополнительные площади. В частности, мы перепрофилировали физиотерапевтические кабинеты, чтобы разделить потоки. Соответственно, нужны были специалисты, которые будут там работать, — поясняет Ольга Лавриненко.
Как остаться «чистым» стационаром
Не секрет, что возможность «заноса» инфекции существует в любой больнице. Это особенно актуально, если речь идет об оказании экстренной помощи. Лечебному учреждению необходимо сделать все, чтобы не допустить распространения инфекции внутри больницы, а экспресс-тестов, которые бы подтвердили статус больного по COVID-19, пока не существует.
— У нас действует принцип ежедневного формирования палат. То есть больные, которые поступили сегодня, не будут пересекаться с теми, кто прибыл ранее. У всех госпитализированных в неотложной форме берется мазок, результаты которого мы узнаем через сутки. Если обнаружится коронавирус, человека тут же переведут в специализированный госпиталь, а у нас проведут дезинфекцию и обследование тех, кто лежал с ним в одной палате, и персонала, который с ним контактировал, — рассказывает Ольга Лавриненко.
При этом ограничено перемещение пациентов по больнице. Питание организовано непосредственно в палатах, там же проводятся те процедуры, которые возможно реализовать на местах. К примеру, у постели больного пишут ЭКГ, а вот эндоскопические, рентген-исследования или УЗИ выполняют в профильных отделениях. В этом случае пациента в маске доставляют в кабинеты.
Не только для сотрудников
Главврач говорит, дезсредств и средств индивидуальной защиты в учреждении достаточно. В новых условиях стационар должен обеспечить масками всех пациентов. Для этого была проведена крупная закупка.
— Конечно, мы понимали, что нам понадобятся дополнительные средства защиты. И наряду с респираторами в текущих условиях сотрудникам удобно использовать и многоразовые маски — стирать, стерилизовать и использовать вновь, — сообщает Ольга Юрьевна.
Организация питания непосредственно в палате — также дело привычное.
— Мы и до пандемии многих больных кормили непосредственно в палатах. Это касается тяжелых, маломобильных, пожилых пациентов. В любом операционном отделении есть такие, кого необходимо кормить на месте. Поэтому перевести на такой режим питания и всех остальных было несложно. Технология уже отработана, — говорит главврач. — Считаю, что с поставленной задачей мы справляемся. Это стало возможным, потому что наш стационар изначально ориентирован на оказание экстренной помощи. Наши медики не боятся работы. Весь наш коллектив оперативно приспособился к новым условиям, ведь самое главное для нас — своевременное и качественное оказание помощи пациентам.