По самую крышу
Почти месяц в Алтайском крае не прекращались бураны и снегопады. Наиболее сложная обстановка сложилась в трех районах: Локтевском, Третьяковском и Змеиногорском. На момент совещания на этих территориях оставались села, заблокированные снежными завалами. Выдавшиеся несколько погожих дней дорожные и коммунальные службы использовали по максимуму, чтобы расчистить проезды. Но синоптики вновь передают неутешительные прогнозы — на регион надвигается очередной циклон. По югу края температура может подняться до + 9 градусов, ожидается мокрый снег, переходящий в дождь. Оттепель и осадки, говорят специалисты, усложнят и без того непростую ситуацию.

Подводя итоги уже пройденного циклона, начальник Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Александр Макаров сообщил, что в южных районах будет усилена группировка спасателей, также, в случае необходимости, прибудет дополнительная техника. Он рекомендовал главам районов предусмотреть запасы продуктов, средств первой необходимости и лекарственных препаратов в тех населенных пунктах, в которые до сих пор нет доступа, а также там, где дороги может занести снегом.
Еще одна проблема, которая обострилась в период стихии, — нехватка спецтехники. В муниципалитетах ее крайне мало, да и та, что есть, уже исчерпала ресурс. Так, глава Змеиногорска пожаловался, что на весь город лишь две спецмашины: К-700 30-летней давности и грейдер чуть поновей. К расчистке улиц в основном привлекают сторонние организации, местных предпринимателей, но с такими масштабными объемами снега все равно не удается справляться оперативно.
На нехватку спецтехники на встрече с губернатором посетовала и глава Локтевского района Галина Глазунова. Этот муниципалитет в меньшей степени пострадал от снежной стихии, чем соседи. Режим ЧС здесь сняли 29 января. Тем не менее, говорят местные власти, и им досталось «по самую крышу». «Если вновь придут снегопады, даже не знаю, как будем справляться», — разводит руками чиновница.
О необходимости техперевооружения говорили и руководители местных дорожных служб. Нередко машины выходят из строя, их ремонт — это потеря драгоценного времени. Да и в нынешних погодных условиях техника нужна более производительная, чем та, что есть.
На это замечание руководитель «Юго-Восточного ДСУ» Игорь Левин заверил, что данный вопрос уже прорабатывается. Обновление парка техники в южных районах запланировано в рамках программы техперевооружения на 2020 и 2021 годы. А пока, в случае мощного снежного циклона, помощь окажут дорожники муниципалитетов, где ситуация будет наиболее благоприятной. Договоренность есть.
Помощь в техперевооружении пообещал и губернатор, отметив, что первоочередная задача — довести техническое оснащение предприятий дорожной отрасли и коммунальщиков до безопасного уровня.

Медицина в режиме ЧС
В сложной ситуации оказались и медики заснеженных районов. Главный врач ЦРБ Змеиногорска Елена Долженко вспоминает: первые дни снегопада до пациентов в заблокированных селах приходилось пробираться пешком или на лошадях. На беду откликнулись местные жители. Волонтеры доставляли докторов на снегоходах, а в экстренных случаях вывозили больных до автомобиля скорой помощи. Всего, таким образом, было госпитализировано 28 человек, в том числе беременная женщина, пожилой мужчина с инфарктом миокарда, дети.
Анализируя полученный опыт, в ходе совещания было рекомендовано на будущее тщательней проработать вопрос организации медицинской помощи в труднодоступных селах. Александр Макаров предложил организовать совместно с МЧС графики выезда врачей в населенные пункты, заранее оповещать население о дате и времени их приезда.

Глава Барановского сельского совета Змеиногорского района Сергей Яловец, обращаясь к Виктору Томенко, заметил, что неплохо было бы приобрести для муниципалитета хоть один снегоболотоход. Такая техника была в районе лет десять назад и выручала как раз вот в таких форс-мажорных случаях.
— Змеиногорский и Третьяковский районы заметает год через год. Чтобы пробиться в населенные пункты, привлекаем дорожников, МЧС, волонтеров. Тратим на это время и деньги. Да и не дело это — рожениц и тяжелобольных на санях возить. Снегоболотоход снял бы многие проблемы. На нем ведь можно и продукты доставлять, и лекарства. Да и в случае паводка он тоже пригодится, — высказался Яловец.
На перспективу
Можно ли впредь предотвратить подобные чрезвычайные ситуации? Руководитель Третьяковского филиала «Юго-Западного ДСУ» Игорь Мелиев считает, что можно хотя бы минимизировать. Для этого необходимо вдоль трасс организовывать искусственное снегозадержание. Но дело это не из дешевых. Так, по его подсчетам, на обслуживаемой его дорожной службой территории необходимо почти 20 км защитных заборов. Один км стоит 3,5 миллиона рублей. Но польза от них ощутимая. Там, где есть снегозащита, даже в мощнейшие бураны дороги оставались чистыми. А это, к слову, еще и экономия, так как на эти участки не нужно гнать технику, тратить солярку.
Еще один эффективный способ борьбы с заносами на трассах — обновление лесополос, которые из-за бесхозности перестали выполнять свою полезную функцию. «Торчат метровые деревья с голыми стволами. Они не удерживают снег. Нужно провести санитарные рубки, дать возможность прорастать подросту. Это практически ничего не будет стоить бюджету. Но закон нам не позволят этого сделать. Я пробовал рубить, но на меня завели уголовное дело. Правда, потом закрыли», — растолковал Мелиев.
Комментируя поднятую тему, руководитель «Юго-Восточного ДСУ» Игорь Левин отметил, что вопрос по организации снегозащиты, в первую очередь, в районах, наиболее пострадавших от снегопадов, также в повестке дня. Проектные службы уже ведут расчеты по километражу и проектировке искусственных сооружений. Средства на их установку тоже найдутся.