Учитель – это звучит гордо: Максим Костенко подробно рассказал о новой системе оплаты труда педагогов

15.10.2019 в 07:19, просмотров: 2860

С 1 сентября у учителей в Алтайском крае изменилась система оплаты труда педагогов, одним из результатов которой стало, в том числе повышение оклада почти в 2,5 раза . Подробнее о том, как реализуется система в крае и какие планы на ее дальнейшую реализацию, рассказал министр образования и науки Алтайского края Максим Александрович Костенко.

Учитель – это звучит гордо: Максим Костенко подробно рассказал о новой системе оплаты труда педагогов

— Максим Александрович, в чем суть новой системы оплаты труда?

– Основная суть – это достойное и справедливое вознаграждение за труд учителя. Особенно мы хотели помочь учителям, у которых зарплата не выше 15 тысяч рублей – таких у нас в крае 4000 человек. Для этого мы повысили оклады в 2,5 раза, при этом гарантированная часть зарплаты стала не менее 70% от зарплаты. Система стала более прозрачной, теперь понятно, за что именно начисляется зарплата, а раньше возникала путаница.

— А какие недостатки были у старой системы?

– Раньше стимулирующие выплаты доминировали над должностным окладом. Это устраивало далеко не всех, потому что стимулирующая часть не является обязательной. К примеру, в 14 муниципалитетах края в конце 2018 года сократили их размер, и учителя стали получать крайне маленькие зарплаты, что сейчас практически невозможно. В общем, все зависит от фонда оплаты труда определенной школы – где-то он достаточно большой, а где-то нет. Крайне неправильно, что в школах были разные должностные оклады, а стимулирующие порой достигали 50%.

— Как будет начисляться зарплата по новой системе?

– Мы все привели в соответствие с требованиями федерального законодательства и повысили должностной оклад примерно в 2,5 раза. Сегодня зарплата учителей состоит из трех частей: должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Последние начисляются дополнительно, к примеру, за результативность профессиональной и инновационной деятельности, за почетные звания, ученую степень и т.д.   Кроме того, гарантированная оплата труда, в которую входит оклад и компенсационная часть, теперь фактически равняется МРОТУ.

— Педагоги уже начали получать зарплату по новой системе. Можно ли в среднем оценить, насколько увеличился их доход?

– По городам и районам Алтайского края идет разная динамика. Давайте сравним средние данные по зарплатам в прошлом учебном году  и за сентябрь. К примеру, в Алейском районе,  учителя получали в среднем по муниципалитету 19 577, а в сентябре – 24 300 рублей. В Алтайском районе зарплата педагогов была 25 300, а выросла до 28 700 рублей. Если говорить о данных по Барнаулу, то в краевой столице сегодня средняя зарплата составляет 31тысячу рублей. Следующий шаг программы – повышение должностного оклада в техникумах и колледжах, а также в краевых подведомственных учреждениях.

— От чего еще зависит размер зарплаты в школах края?

– Многое зависит от руководства учебных заведений. В крае есть школы-лидеры, в которых педагоги всегда хорошо зарабатывали. На это влияет профилизация школы (виды реализуемых программ: углубленное изучение отдельных предметов, адаптированные, кадетские и др.), количество надомных обучающихся, участие в различных конкурсах и соревнованиях. Также учебным заведениям, где созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, начисляется дополнительный коэффициент выплат. В общем, очень важно насколько грамотно директор школы распорядится бюджетом.

— А как развиваться сельским учебным заведениям, у которых не так много возможностей?

– Новая система как раз направлена, в основном, на учителей из сельской местности. После повышения уровня МРОТ в 2018 году возникла  ситуация, когда  педагоги стали зарабатывать наравне с обслуживающим персоналом. Это как раз учителя сельских школ. Поэтому теперь они стали зарабатывать больше.

— Как вы думаете, побудит ли новая система выпускников педагогических колледжей и вузов идти работать по специальности?

– Многие ребята сейчас идут работать в школы, делают карьеру, побеждают в конкурсах и даже становятся учителями года. Но, конечно же, мы нуждаемся в молодых кадрах. И мы видим, как постепенно растет разрыв между опытными сотрудниками и молодыми начинающими. Надеемся, что любое новая система оплаты труда будет привлекать. Кроме того, сейчас предусмотрены социальные меры поддержки молодых учителей, работающих в сельских малочисленных школах. Им положены единовременные пособия и ежемесячные надбавки к окладу.

— Новая система оплаты отразится на сокращении педагогических кадров, как это было с МРОТ?

– Ни в коем случае. За 2018-2019 годы в краевых школах появилось более 1000 дополнительных мест. Также в регионе уже сейчас строят новые учебные заведения.

— Из каких ресурсов будет расти гарантированная окладная часть? Заложены ли эти затраты в краевой бюджет?

– 30 мая власти региона решили увеличить фонд оплаты учителей общеобразовательных школ на 2019 год. Дополнительно на эти цели выделили около 400 млн рублей. В связи с этим стала возможной динамика и по заработной плате.

Ежедневно более 500 тысяч учеников, студентов, дошколят посещают учреждения образования региона. Министр образования также подчеркнул, что необходимо повышать престиж профессии учителя не только материальными выплатами, но и общественным одобрением.