В 2017 году коммунальщики уже находили здесь кости. Ряд известных ученых и духовенство Барнаула выступают за расширение границ раскопок. Что будет с фундаментом и какое решение примут власти — неизвестно. Есть предложение сделать на этом месте музей под открытым небом и памятный знак, добавив еще один исторический объект в туркластер. Организатор круглого стола — общественная организация защиты прав потребителей «Гражданский патруль».

Соседство церкви и кладбища
О храме и кладбище в Барнауле мало вспоминали до 2017 года, пока там не нашли кости. Во время ремонтных работ на трубах, коммунальщики обнаружили несколько захоронений. Это случилось на пересечении улиц Ползунова и проспекта Социалистического. На чертежах конца 18 века кладбище находилось на уровне улицы Пушкина, тогда Иркусткой. В 2017 году историк Вадим Бородаев рассказывал, что возле церкви могил не так уж много. Мало кто удостаивался такой чести.
На этом кладбище похоронили изобретателя паровой машины Ивана Ползунова, первого начальника Колывано-Воскресенских заводов Андрея Беэра, его родственников, жену начальника округа Колывано-Воскресенских заводов Гавриила Качки Марию. Среди других захоронений — могилы горных офицеры и специалистов сереброплавильного завода. Поэтому второе название кладбища — Заводское.

По словам епископа лютеранской церкви Александра Франца, все найденные в 2017 году останки принадлежат рядовым гражданам. Одежда и обувь не сохранились. Уцелели лишь несколько нательных крестиков. Следователи тоже обследовали могилы, но не нашли следов криминала. Смерть наступила по естественным причинам.
Летом 2019 года тема вновь обрела актуальность. Новые ремонтные работы дали возможность обнаружить части фундамента Петропавловского собора. На круглом столе историк и краевед Данил Дегтярев назвал это сооружение главным символом дореволюционного Барнаула, первым каменным здание города. По его словам, изучение фундамента даст ценные сведения о технологиях кладки 18 века, о способах возведения капитальных построек в низинах и другую важную информацию.
— Это одно из ключевых мест нашей исторической памяти. Восстановить его хоть и проблематично, но тем самым мы сможем отдать дань памяти и уважения десяткам тысяч прихожан, ходивших туда на протяжении 150 лет, — рассказал Дегтярев.
Геофизические исследования площади Свободы уже проводил доцент кафедры радиофизики и теоретической физики АлтГУ, кандидат физико-математических наук Всеволод Щербинин. Радар позволил ему получить интересные сведения. Он подтвердил, что возле церкви немного могил, а раскопка фундамента — не такое уж затратное мероприятие.
— Там есть участок, где можно раскопать угол фундамента, не тревожа коммуникации и могилы, — пояснил Щербинин. — Там нет коммуникаций, корней деревьев. Нужно только аккуратно снять дерн и раскопать 18 квадратных метров.

Власти пока не разделяют тягу к исследованиям
Секретарь барнаульской епархии Русской православной церкви протоиерей Георгий Крейдун показал макет и чертежи реконструкции Петропавловского собора. Алтайская митрополия уже много лет выступает за его восстановление. По его словам, это придаст завершенность архитектурному ансамблю площади и позволит «визуализировать историю с помощью современных технологий».
— Есть богатый, включая архивный, материал по внешнему облику храма, — отметил Крейдун. — Он построен в стиле «сибирское барокко», но в середине 19 века его реконструировали. Уникальная ситуация — соборы раньше крайне редко перестраивали. Сейчас барокко на Алтае нет, основной храмовый стиль — модерн.
По его словам, есть разрешение минкультуры по археологическим работам на площади Свободы. Краевые и городские власти вроде как не отказывают, но подходят к этому вопросу осторожно и пока никакие масштабные работы не начинали. Но, когда этим летом стали строить ливневую канализацию на Ползунова, то взаимодействовали с археологами и общественностью.
Руководитель «Гражданского патруля» Игорь Берг скептически отреагировал на благосклонность властей.
— Вопрос о проведении археологической разведки не решается, сообщил он. — В мэрии нам заявили, что принять какое-либо решение можно только после проведения общественного обсуждения. На встрече, которая проходит сегодня, мы обсуждаем значимость возможных исследований, заслушаем основные историко-культурные и научные точки зрения.
Он рассказал, что ему пришел ответ за подписью сотрудника администрации Дмитрия Арестова, где сказано: «в рамках развития туркластера восстановление собора — нецелесообразно». Как подчеркнул Берг, их организация выступает за вскрытие фундамента и его музеификацию. В качестве примера он привел Троицкий собор в Бийске. Общественник предложил сделать памятный знак, установить местоположение могил за алтарем и тоже водрузить над ними кенотафы. Активист уверен, что затраты на это небольшие, а туркластер получит значимую достопримечательность.

История собора
Барнаульский Собор Петра и Павла построили на Соборной площади (ныне площадь Свободы) вместо деревянной церкви по ходатайству и на средства Барнаульского сереброплавильного завода. Храм заложили 23 июня 1771 года. Строительство шло быстро, и 3 февраля 1774 года его уже освятили. Резной иконостас выполнил житель Томска А. Гущинов, живописные работы — тобольский купец А. Сумин. В 18 веке собор, сделанный в стиле барокко, служил образцом для подражания при строительстве храмов в других сибирских городах, в частности, в Томске. Имел статус главной церкви Колывано-Воскресенского горного округа.

Силуэт Петропавловского собора подчеркивал основную композиционную ось при небольших размерах города и исключительно одноэтажной застройке Барнаула конца 18 века. Как и петербургский одноименный собор, собор в Барнауле выделялся в широкой горизонтальной перспективе реки. Высота колокольни — 22 метра. При церкви существовало кладбище, на котором похоронили изобретателя Ивана Ползунова. В середине 19 века, во время ремонта здания, его фасады утратили пластику, характеризующую барокко. В 1872 году при храме построили часовню. В 1935 году собор полностью разрушили.