«Это был поход наивысшей категории сложности по горным хребтам Алтая, официально зарегистрированный в Федерации спортивного туризма России и МЧС Республики Алтай. В состав группы входили только опытные туристы из Бийска, Барнаула и Новосибирска. Всего восемь человек, шесть из них - кандидаты в мастера спорта. Это восхождение для них было квалификационным на мастера спорта.
Инициатором похода был мой. В течение года он прорабатывал маршрут, чтобы совместить баланс между сложностью, безопасностью и продолжительностью. Затем несколько месяцев маршрут рассматривала Центральная маршрутная квалификационная комиссия (ЦМКК), которая дала положительное заключение. Специалисты рекомендовали заменить перевал в районе Актру на перевал Физкультурник, где в итоге и произошла трагедия.
Стартовали мы 6 июля из поселка Бельтир. За 15 дней успешно преодолели наиболее сложные участки. Оставалось два перевала и переход на конечную точку в селе Белый Бом (Ак-Бом). 21 июля начали 400-метровое восхождение от ледника Актру на перевал Физкультурник. Крутизна склона достигала 60 - 65 градусов.
Пройдя примерно половину пути, остановились передохнуть в районе большого снежно-ледового выступа. Там мы заметили на вверху группу людей, которые представились альпинистами из «Томских сборов». Позже на их сайте мы узнали, что в составе были как опытные, так и начинающие туристы. Очевидно, они поднялись по противоположной стороне перевала. Лазили по скалкам, позируя для фото и видео съемки. Между нами было примерно 200-250 метров. В тишине гор мы отчетливо слышали их смех и голоса.
После короткого перерыва наша группа продолжила подъем. В 12:50 Евгений Филатов, который шел первым, приблизился к перевальному гребню и стал крепить последнюю веревку. В этот момент немного выше по гребню проходили томские альпинисты, двигаясь двумя связками по три человека.
На одну веревку ниже Евгения стоял я, готовясь пройти последние 50 метров. Ко мне поднимался отец. Ему до меня оставалось не более 20 метров. В этот момент из-под группы томских альпинистов, которые подрезали склон, нарушив целостность снежного покрова, пошла снежная лавина. Это видел Евгений Филатов, который находился левее от томичей.
Лавина стремительно набрала мощь и скорость и в одно мгновенье достигла меня. Ударом меня отбросило на расстояние страховочной веревки. Несколько секунд я болтался на ней, не понимая где верх, а где низ. Потом наступило затишье. Я отстегнул пряжку рюкзака, чтобы ослабить давление на страховку. Тут произошел новый удар. В самом центре лавины оказался мой отец, его веревка не смогла выдержать огромной снежной массы, его унесло вниз по склону на 300-350 метров.
Павел Верещагин, был на 50 метров ниже меня. Он избежал срыва, но получил серьезные травмы: перелом трех ребер, вывих плечевого сустава, многочисленные ушибы. Остальные участники группы пострадали меньше.
Как только сход лавины прекратился, мы с Евгением бросились искать отца. Его тело оказалось в самом низу склона, практически на поверхности. Но помочь, увы, мы уже ничем не могли.
Почти пять часов наша группа в сопровождении томичей спускались на ледник. Туда из альпинистского лагеря Актру прибыли спасатели. Вечером прилетел вертолет, на котором транспортировали тело отца в Горно-Алтайск.
Об этой трагедии написали многие СМИ. Однако, не обладая подробной информацией, читатели сделали вывод, что случившееся в горах – это несчастный случай, причиной которому ошибка руководителей группы, недооценивших лавиноопасность. Это бросает тень на наш профессионализм и, в первую очередь, на репутацию моего отца, который был крайне аккуратен в вопросах безопасности.
Мы уверены, сход лавины спровоцировали альпинисты из Томска, нарушив технику безопасности. Двигаясь над нами по склону, они «тропили» снежный покров, в результате спустили лавину. Это зафиксировано в наших показаниях, которые мы дали в Управлении Следственного комитета РФ по Республике Алтай.
Текст я написал в День Альпиниста, что бы привлечь внимание общественности к трагедии и восстановить репутацию моего отца. Он был одним из лучших в этом спорте, многократным призером Алтайского края и России, настоящим мужиком, профессионалом и на работе, и в спорте. В 62 года лазил по горам как молодой, был всегда позитивным и жизнерадостным. Любимым и любящим отцом, мужем, дедушкой....»