Наталья Дуга: «Малым количеством докторов решаются большие задачи»

Наши пациенты – особенные

Новоалтайская городская больница имени Л.Я. Литвиненко обслуживает не только жителей Новоалтайска. Несколько межрайонных отделений принимают жителей трех соседних районов. Врачи этого учреждения лечат разных пациентов — от самых маленьких до возрастных.

Наши пациенты – особенные

Уход важен не меньше лечения

В КГБУЗ «ГБ имени Л.Я. Литчиненко, г.Новоалтайск» работают в том числе межрайонные отделения гинекологии, гемодиализа, инфекционное отделение. Там принимают пациентов из Новоалтайска, Первомайского и Косихинского районов. Отделения неврологии и детское работают на Новоалтайск и Первомайский район. В офтальматологии оперируют пациентов Барнаульской зоны с катарактой и глаукомой. Но основная нагрузка приходится на отделения терапии и неврологии.

Как поясняет заместитель главного врача по медицинской части Наталья Дуга, именно здесь малым количеством докторов решаются большие задачи – лечение самых разных пациентов, в основном преклонного возраста. А это означает, что к ним нужен особенный подход.

Вот уже 12 лет заведует терапевтическим отделением новоалтайский городской больницы Ольга Штейн. Она и рассказала нам, кто и как здесь лечит пациентов.

— Мы работаем на Новоалтайск и Первомайский район, 4 дня в неделю. У нас 60 коек, работают два врача и врач-ординатор, 7 медсестер и 11 человек младшего медицинского персонала. Так что нагрузка большая. Больные у нас возрастные — 80 лет и старше. Есть и молодые, но редко, около 20 процентов. Попадают с сердечной недостаточностью легочной патологией, сахарным диабетом. У нас общепрофильное отделение, поэтому мы лечим гипертонию, сердечно-сосудистые заболевания.

Старшая медсестра Людмила Тюлюкова проверяет назначения для пациентов.

Младшим медицинским персоналом командует Ирина Питченко. Раньше ее должность называлась «сестра-хозяйка», сейчас она кастелянша. Она принимает постели, сморит за тем, чтобы все пациенты были ухожены, накормлены, вымыты. Санитарки здесь – преимущественно женщины, хрупкие. Если пациент тяжелый, то одной справиться сложно. На помощь всегда приходят коллеги.

— Понимаете, лечение пациента – это целый комплекс. Важны не только лекарства и манипуляции. Еще очень нужен правильный уход. Только все вместе приводит к желаемому результату. Поэтому наши пациенты живут у нас как дома. Часто в больницу приезжают одни и те же. Был случай, когда одна пациентка обидела санитарочку, так ее отчитала соседка по палате. Все дело в том, что мы относимся к ним, как к родным, и они платят нам тем же. Городок у нас небольшой, встречаемся где-то на улице, бабушки наши обязательно обнимут, поздороваются, спросят, как дела.

Когда в отделение приходят новые люди, задача Ирины Пиченко вместе со старшей медсестрой Людмилой Тюлюковой максимально точно пояснить, что за работа ждет претендента. А спустя довольное короткое время оценить, подойдет человек или нет.

Невролог Роман Юренков: «С нашими больными нужно много разговаривать».

— В больнице нельзя быть грубым и жестоким. Кроме того, пожилые люди — в чем-то как дети. Поэтому претендентам мы сразу стараемся не обещать лишнего, предупреждаем обо всех трудностях и просим подумать хорошо, ведь текучки кадров не должно быть. Иногда предлагаем просто прийти посмотреть на работу: далеко не каждый человек сможет поменять памперс больному, подмыть пациента. Чувству брезгливости здесь не место, — говорит Людмила Тюлюкова.

Ирина Евдокимова пришла работать сюда три года назад. Говорит, что за это время очень привязалась к бабушкам и дедушкам. Раньше она работала совсем в другой сфере, далекой от медицины, но у женщины тяжело заболел отец, и это поменяло всю ее жизнь.

— Конечно, бывает, что пациенты наши капризничают, ругаются. Но я уже поняла, что все дело в том, что им в основном не хватает внимания. Родственники приходят в часы посещения, ведь в другое время все работают. Бабушки и дедушки приезжают к нам очень грустные. А начинаешь с ними разговаривать, общаться и шутить, глаза загораются, — рассказывает она.

Насколько велика нагрузка на младший медицинский персонал, можно судить по нескольким цифрам: при полной загрузке отделения на одну санитарку приходится около 20 пациентов, из них 5-6 человек настолько тяжелые, что не могут самостоятельно пить и есть. Уход нужен за всеми, а от тяжелых персонал практически не отходит. Говорят, что в такой работе сильно помогает сплоченность коллектива, помощь и взаимовыручка.

Есть куда стремиться

Неврологическое отделение новоалтайской горбольницы тоже крупное. 60 коек круглосуточного стационара и 14 дневного. Заведуем им Роман Юренков, работает в больнице с 2000 года, со времени интернатуры. Он учился по целевому направлению от больницы, изначально молодого врача готовили на терапевта. А когда оканчивал, то стационару очень понадобился невролог. Поэтому выбор специальности от него не особо зависел. Тем не менее, как подчеркивает доктор, он ни разу не пожалел о таком решении.

Процедурная медсестра Лариса Демина готовит капельницу.

— Неврологические больные – не такие, как все остальные: терапевтические, хирургические. С нашими пациентами надо много разговаривать. Потому что чисто неврологических заболеваний немного, в основном идут смешанные. Приходится объяснять, что голова кружится не потому что «мозг плохой», а потому что есть гипертония, сахарный диабет и атеросклероз. А ты к терапевтам не ходишь и это все не лечишь, хочешь, чтобы я это один нашел волшебную таблетку, но ведь так не бывает. Или часто приходят с просьбой «прокапаться». Но ведь капельницы сами по себе ничего хорошего не дают. Организм должен регулировать свой гемостаз, а капельницами мы его нарушаем. Как только найдешь общий язык с терапевтом и изменишь образ жизни, что-то сдвинется с места. Когда больной знает много о своей болезни, он ведет себя по-другому, и общаться с ним легче, — считает Юренков.

Сейчас на все отделение работают два невролога: заведующий и врач-ординатор. Еще один доктор дежурит две субботы в месяц, но сейчас он в отпуске. Заведующий здесь весь рабочий день, затем дома, но в любую минуту готов приехать в больницу на вызов. Ведь если в стационар поступает тяжелый пациент неврологического профиля, врач необходим. Бывает время, когда такие выезды из дома случаются пару раз в неделю, но порой бывает и по несколько раз в день.

Санитарка Ирина Евдокимова ухаживает за больным.

— Дежурного врача в отделении нет. По стационару дежурят хирург и терапевт. Когда необходима помощь невролога, меня вызывают. Конечно жаль, что работать некому, но администрация больницы этим вопросом занимается. Ведь врачу должно хватать времени не только на лечение. Но и пообщаться с пациентами или их родственниками. Это, между прочим, снимет основную часть жалоб, с которыми сегодня встречается каждый врач. Ведь большинство их происходит от того, что не поговорили и не объяснили, что происходит и как происходит и чего ждать.

Роман Юренков мечтает в дальнейшем сформировать хороший штат специалистов (доктора по целевым направлениям учатся в университете). Ведь неврологическое отделение Новоалтайской ЦГБ может предложить полноценную реабилитацию пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения.

— У нас хороший реабилитационный центр. Больные лежат в стационаре, и хорошо бы именно в этот момент начинать реабилитацию. К примеру, там есть кабинет иглорефлексотерапии, который показывает хорошие результаты. Но там недавно уволился специалист. Так что нам есть куда двигаться, главное решить проблему с кадрами. Нам обещают, что доктора у нас скоро будут, — улыбается он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Наши пациенты – особенные

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру