В Барнауле обсудили судьбу сохранившихся памятников истории и культуры Алтайского края

Анатолий Муравлев: «Интересы объектов культуры лоббировать некому»

12 апреля в библиотеке АлтГУ прошел круглый стол «Наследие Алтая: вопросы сохранения памятников истории и культуры в Алтайском крае». Эта тема вновь вышла на первый план в связи с угрозой сноса старинной усадьбы купца Морозова, что возмутило историков, архитекторов и общественность.  В мероприятии принял участие известный журналист, член Союза писателей России Анатолий Муравлев. О том, какие больные темы удалось обсудить, он рассказал на свой странице в «Фейсбуке».

Анатолий Муравлев: «Интересы объектов культуры лоббировать некому»
фото из архива "МК на Алтае"

- Хочу проинформировать народ об итогах круглого стола. В нем участвовали представители науки, реставраторы, археологи, музейщики, общественники. Удивительно, но столь содержательное мероприятие проигнорировали чиновники администрации Барнаула, хотя речь шла в основном о проблемах охраны объектов культуры города, и депутаты, а ведь именно после решения АКЗС сегодня разрушают дом Морозова. Отсутствовали и представители СМИ, хотя тем для публикаций было «выше крыши».

Зато сотрудники управления по охране объектов культуры показали готовность к диалогу. Начиная дискуссии, они отметили, что Алтайохранкультура - орган надзорный. В нем трудится всего восемь человек, бюджетом не распоряжаются, но готовы сотрудничать со всеми заинтересованными людьми.

Ксения Рябцева, замначальника управления рассказала, что по количеству объектов культурного наследия край входит в тройку российских регионов. Всего насчитывается 4469, в том числе 2296 - федерального значения. В основном это памятники археологии и истории.

Проблемы в этой сфере, отметили собравшиеся, начались после завершения программы «Культура России». Если раньше эту тему курировали органы культуры, а в крае был научно-производственный центр «Наследие», то теперь дело передано ведомствам, в том числе сельскохозяйственным. Так, финансирование мемориалов погибшим воинам идет через программу «Устойчивое развитие сельских территорий». Словом, тему охраны объектов культуры лоббировать некому. За их состоянием, как правило, лишь надзирают, да оказывают методическую помощь правообладателям.

Коротко передам суть выступлений участников. Так архитектор Александр Деринг раскритиковал проект «Горнозаводской Барнаул», назвав его «неудачей». То, что было сделано на Старом базаре, бывшей ВДНХ и лестница к ней - прямого отношения к горному городу не имеет. Не было разработано градостроительного обоснования, условий проекта. В итоге нет внятного проекта реновации. Исторический центр Барнаула застраивается хаотично. Например, не выдерживают критики «свечки» на Интернациональной, здание-монстр у городской администрации, нависающее над  Дворцом бракосочетания, кстати, объектом культурного наследия. Он считает, это связано, с отсутствием регламента по планировке застройки исторической части Барнаула.  В этом вопросе нужно объединить  усилия архитекторов, риелторов, и других заинтересованных  организаций.

Руководитель реставрационной компании «Рост» Игорь Кравченко, говоря об исторических объектах, заметил, что ситуация сложилась так, что сегодня в два раза дешевле построить новое, чем реставрировать старое. Поэтому памятники не интересны потенциальным инвесторам. Уже довольно давно власти пытаются продать за символический рубль дом купца Посконтинова в Барнауле и дом Фирсова в Бийске. Никто не берет. Виной тому - бюрократические препоны, ограничения, дороговизна услуг посредников, дефицит квалифицированных кадров.

С ним солидарен инициатор создания музея «Мир времени» Сергей Корепанов. Он приобрел и восстанавливает аптеку Крюгер в Барнауле. В объект уже вложено 10 млн. рублей. Удалось найти мастера, который изготавливает разрушенные элементы. Несмотря на финансовые трудности, через 2-3 года в реставрированное здание, надеется он, все же въедет музей «Мир времени».

Судьбой Петропавловского собора у площади Свободы, прежде именуемой Соборной, обеспокоен протоиерей Георгий Крейдун, доктор искусствоведения, а также кандидат физико-математических наук и богословия. Этот объект, он назвал «стартовым репером для архитектуры города». Здесь похоронены первый руководитель алтайского региона Андреас Беэр, вероятно, Иван Ползунов. Но городская власть не говорит ни «да», ни «нет» этому проекту.

Общественник, краевед Даниил Дегтярев обратил внимание на то, что усадьба купца Морозова не единственный объект, который в 2006 году потерял статус культурного наследия. Всего в Барнауле было  31 здание.  С тех пор - 15 исчезли совсем, в их числе кинотеатры «Первомайский» и «Пионер».  Еще пять - заброшены. Осталось лишь семь. Он призвал, по максимуму сохранить историческую среду города.

Его поддержал еще один председатель общественной организации «Гражданский патруль Барнаул» Игорь Берг, озабоченный сносом усадьбы Михайлова. Он призвал сотрудников Алтайохранкультуры вести аккаунты в социальных сетях, шире участвовать в диалоге с общественниками.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру