Кто и как контролирует госслужащих на предмет коррупции в Алтайском крае

Борьбой с коррупцией занимаются не только правоохранители, но и органы исполнительной власти.

06.11.2018 в 10:10, просмотров: 587

С 2015 года, указом Президента, соответствующие подразделения созданы в каждом регионе. Владимир Тарасов, начальник департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности рассказал «МК на Алтае» о проверках госслужащих, анализе их деклараций о доходах, профилактике и запрете подарков, даже шоколадки.

Кто и как контролирует госслужащих на предмет коррупции в Алтайском крае
Владимир Тарасов, начальник департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по обеспечению региональной безопасности. Фото: архив ведомства.

Декларациям о доходах — особое внимание

- Владимир Анатольевич, в чем заключается работа вашей структуры? Каковы ее цели, задачи, полномочия?

- Департамент выполняет функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Осуществляем комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению госслужащими ограничений и запретов. По исполнению ими требований к служебному поведению и обязанностей, установленных законодательством в сфере противодействия коррупции. В случаях выявления нарушений проводим антикоррупционные проверки. Контролируем соответствие расходов должностных лиц и служащих их доходам. Занимаемся вопросами профилактики, а пресечение коррупционных проявлений — уже прерогатива правоохранителей. Безусловно у нас налажено тесное сотрудничество с ними.

- Все ли госслужащие обязаны сдавать декларации о доходах? Как проверяют поданные сведения? Что грозит им, в случае выявления нарушений? Насколько эффективно зарекомендовала себя данная мера?

- Поступая на государственную гражданскую службу, гражданин России добровольно берет на себя обязательства по ее прохождению, соблюдению установленных запретов и ограничений, исполнению обязанностей. Одна из таких обязанностей — ежегодное представление сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. А также аналогичные данные супруги или супруга, и несовершеннолетних детей.

Анализируют сведений кадровые службы органов исполнительной власти и сотрудники нашего департамента. В ходе анализа могут быть установлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности и полноте представленных сведений. В таком случае представитель нанимателя проводит антикоррупционную проверку. Нередко информация о недостоверности сведений поступает из прокуратуры. Особое внимание обращаем на приобретение служащим в отчетном периоде недвижимости или транспорта, оцениваем все доходы семьи за последние три года, предшествующие сделке. За девять месяцев текущего года в органах исполнительной власти края, в том числе по фактам, выявленным департаментом, провели 50 проверок достоверности и полноты сведений о доходах. К дисциплинарной ответственности привлекли девять гражданских служащих.

Основные нарушения: не указание доходов от продажи автомобиля, сдачи в аренду квартиры, недостоверное указание размера денежных средств в виде остатков на счетах по состоянию на отчетную дату. Количество нарушений снижается, поэтому полагаем, это свидетельствует о результативности профилактики и повышении ответственности госслужащих за представленные сведения о доходах.

- Что такое «конфликт интересов», с точки зрения антикоррупционного законодательства? Что должен предпринять госслужащий, если он намечается? Как его предотвратить?

- Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей. При этом возникает противоречие между личными интересами служащего. Возможность получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг от других госслужащих. Служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Например, сотрудник идет с проверкой финансовой деятельности в учреждение, где его сын работает слесарем. Конфликта интересов в этом случае нет, поскольку в основании конфликта — получение материальной выгоды. Вместе с тем, складывается ситуация, при которой возникают сомнения в надлежащем и добросовестном исполнении обязанностей. В данном случае необходимо поставить в известность руководителя с целью направления на проверку другого сотрудника.

Судебная практика показывает, что само по себе родство не могут рассматривать как основание для принятия соответствующих мер. Родственные связи или дружеские отношения — не единственные и достаточные признаки конфликта интересов. Обязательные признаки — реализация служащим должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды им или иными лицами и причинная связь между ними. Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на его объективность. Начиная выполнять какое-то поручение, осознав наличие личной заинтересованности, он обязан уведомить представителя нанимателя. Законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя предотвращать или урегулировать конфликт интересов. У нас в практике был один случай, когда служащий не принял меры по урегулированию конфликта интересов и его уволили. Суд апелляционной инстанции признал приказ об увольнении законным и обоснованным. Кроме этого случая, департамент провел пять проверок. К трем служащим применили замечания, одному объявили выговор. В одном случае нарушения не нашли.

Коррупция не только в кабинетах, но и в головах граждан

- Какие органы власти участвуют в работе по противодействию коррупции в Алтайском крае?

- В противодействии коррупции участвуют все органы государственной власти региона и местного самоуправления. Постоянно действующий координационный орган при Губернаторе края — комиссия по координации работы по противодействию коррупции. В ее состав входят основные субъекты антикоррупционной деятельности. Основные задачи — обеспечение согласованных действий при реализации мер в этой сфере, меры по выявлению и предотвращению причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям.

- Небольшой подарок госслужащему (шоколадка, коробка конфет) может считаться взяткой? Может ли это как-то скомпрометировать чиновника?

- Положения антикоррупционного законодательства и ГК РФ содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных обязанностей. Исключение — подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями. Они подлежат сдаче. Любое дарение и получение подарков, прямо или косвенно направленное на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе — коррупционный проступок. Стоимость подарка не имеет значения.

- Какие меры профилактики коррупции принимает ваша организация?

- Вся деятельность органов власти края, а также департамента направлена на реализацию Национального плана противодействия коррупции и госпрограммы «Противодействие коррупции в Алтайском крае» на 2017-2021 годы. Одна из ключевых задач — формирование общественной нетерпимости к данному явлению. В решении этой задачи помогают общественные организации, СМИ и люди с активной гражданской позицией, искренне желающие процветания стране и родному краю.

Интересные интерактивные площадки прошли на конференции «Формы работы с населением по формированию нетерпимого отношения к коррупции». На двух площадках студенты составляли стихотворения. Наиболее запоминающимся и эмоциональным стало: «Зло. Продажная, подкупная. Уничтожим, обезвредим, победим. Мы никогда не поддержим коррупцию». Разбирали жизненные истории. Представители некоммерческих организаций предложили ряд мероприятий антикоррупционной направленности с участием общественности.

Некоммерческая организация «Юристы – населению» провела мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности и правосознания граждан. В интерактивных дискуссиях «Цифровые инструменты предоставления государственных и муниципальных услуг» более 1000 участников узнали о порядке регистрации на портале «Госуслуги», их видах, оплате через портал. Ежегодно проводится конкурс «Коррупция: взгляд журналиста» на лучшее освещение в СМИ края вопросов профилактики и противодействия коррупции. В 2018 году краевой телеканал создал документальный фильм на эту тему. Размещали баннеры с агитацией, а также информацией о том, куда можно сообщить о фактах коррупции.

- Ваше личное мнение, возможно ли раз и навсегда победить коррупцию? Почему она существует?

- Полагаю, что победить коррупцию - сложная задача. Может быть, даже труднодостижимая. Коррупция свойственна всем странам. Ни одно государство не может быть застраховано от нее уже потому, что она непосредственно связана с властью, обладание которой всегда сопряжено с желанием воспользоваться служебным положением для извлечения личной выгоды. Вместе с тем, коррупция сидит не только в кабинетах чиновников. Она в головах обывателей. Подавляющее число эпизодов связано не с вымогательством денежных средств у населения взамен решаемой проблемы, а с тем, что сами граждане, дабы упростить решение, несут должностному лицу мзду. Коррупция — не только преступление, но и безнравственное поведение. Бороться надо не только с ее проявлениями, а в первую очередь, с порождающими условиями.

- Как действовать госслужащему и гражданину, если предлагают или требуют взятку?

- Госслужащие должны уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о подобных обращениях к ним. За неисполнение этой обязанности им грозит увольнение либо привлечение к иным видам ответственности. Гражданам, у которых вымогают взятку, необходимо: вести себя осторожно, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность или отказ. Внимательно выслушать и запомнить поставленные условия: сумма, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов. Запомнить внешность вымогателя, фамилию, имя, отчество, должность. Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы. Поинтересоваться о гарантиями. Не берите инициативу на себя, позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить как можно больше информации. Как можно скорее обратитесь в правоохранительные органы.