Нескольким барнаульцам грозит тюрьма за картинки в соцсетях

Угодили в жернова правосудия

Резонансные уголовные дела об экстремизме возбудили на 23-летнюю Марию Мотузную и 19-летнего Даниила Маркина. Жителей Барнаула будут судить на основании показаний двух студенток кафедры уголовно-правовых дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС. Они увидели мемы на религиозную тему в фотоальбомах парня и девушки в социальной сети «ВКонтакте» и «очень оскорбились», после чего сообщили об этом в правоохранительные органы. Молодых людей обвиняют в экстремизме (ч. 1, ст. 282 УК РФ). Девушке также вменяют оскорбление чувств верующих (ч. 1, ст. 148 УК РФ). Обоих внесли в «черный» список экстремистов с блокировкой банковских счетов.

Угодили в жернова правосудия

Моей главной ошибкой были испуг и растерянность

Мария Мотузная, обвиняемая:

«Это произошло три месяца назад, рано утром ко мне в квартиру вломились шесть человек: следователь, три опера и двое понятых. Мне в лицо ткнули бумажку с постановлением на обыск. Спросонья я разглядела там лишь две строки: ID моей старой страницы «ВК» и формулировку «унижение негроидной расы». Когда у меня забрали телефон и начали обыск, я побледнела. У меня отняли технику, перерыли шкафы и повезли в отделение. Усадив за стол, разговор начали с фразы «ну, признавайся». Я опешила. И тут опер включил комп и открыт файл, где скрины картинок из альбома моей старой страницы. Мне стали говорить, что сохраняя картинки, я оскорбляла людей. Что я должна признаться. Моей главной ошибкой были испуг и растерянность. Меня пугали тюрьмой сроком до пяти лет, плюс я не знала, что мне вменяют. Мне говорили лишь об оскорблении чувств верующих, умалчивая про экстремизм. Я подписала признание. Мне было ужасно страшно и обидно, просто было два вопроса: за что и почему я? Через два дня я поехала за копиями, там и узнала, что я экстремист. А оскорбление чувств верующих пока только на экспертизе. Картинки. На экспертизе. На уголовную статью. Только вдумайтесь. У меня уже заблокированы все карты, как у снабженца террористов. Серьезно, так и сказали: «в связи со спонсированием терроризма». Сейчас сижу и жду суда, не знаю, что будет».

Засыпаю с мыслью, что с утра за мной вновь придут

Даниил Маркин, обвиняемый:

«Год, как меня пытаются посадить за картинки в «ВК», заблокировали все банковские счета, внесли мои ФИО в реестр террористов. Год, как я начал бояться засыпать — с мыслью, что с утра за мной вновь приедут. Ничего не объяснив, мне сунули в лицо ордер на обыск и протокол. Не было времени тщательно его прочесть, в моем доме уже ходили полицейские, обыскивая его с целью найти компьютерную технику. Меня отвезли в отдел по борьбе с экстремизмом. Они нашли у меня в тысяче сохраненок штук десять мемов, имевших религиозную тематику. Ежедневно листая ленту «ВК», можно сохранять по паре мемчиков. Таким образом, со временем накопить их целые тысячи, а что из этой кучи блюстители порядка сочтут экстремизмом, никому не известно. Если вы периодически делаете какие угодно репосты себе на стеночку или просто сохраняете картинки, возможно, вы уже под прицелом «большого брата». Мое дело дошло до суда. Вердикт ожидается к осени. После огласки проблемы и последующего ажиотажа вокруг этой темы совру, если скажу, что не стал популярен. ТВ, радио, Интернет — все сейчас обсуждают эту тему. Надеюсь лишь на то, чтобы скорее вынесли из реестра террористов. Почему Барнаул стал часто фигурировать? Возможно, это связано с тем, что в Алтайском крае изначально низкая раскрываемость преступлений, поэтому операм и приходится фабриковать подобные дела. Я предельно аккуратно подхожу к даче информации в интервью, чтобы не произошло никакого давления на суд или свидетелей. Полагаю, что судебная система абсолютно глуха к общественному мнению и независима в этом плане».

Проще искать злодеев в Интернете, чем заниматься реальными делами

Владислав Вакаев, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в АКЗС:

«Это не борьба с экстремизмом, а борьба «за палки». Им проще всего показать активность, привлекая к ответственности молодежь за какие-то картинки, которые на самом деле никого не оскорбляют, но при желании там можно найти, скажем так, состав правонарушения. Судя по тому, кого оскорбили эти картинки, а это фактически сотрудники полиции, эта процедура явно срежиссирована. Есть структура, им надо оправдывать свое существование. Если нет каких-либо результатов, то рано или поздно у руководства будут вопросы. Вот и приходится на ровном месте находить «экстремистов». Тогда как настоящий экстремизм находится под носом. Лично мне непонятно, как идет расследование нападения на дом известного алтайского борца за защиту лeса Валерия Горбунова. Вот там я усматриваю настоящий акт, направленный на устрашение человека. По идее, все правоохранители должны стоять на ушах и ловить там реальных злодеев. Но вместо этого проще находить таких в Интернете, искать у них картинки и привлекать к ответственности. Гораздо проще, удобнее, приятнее. Это вряд ли реальная борьба с экстремизмом. Поэтому надо как-то этим борцам давать сигналы, что не там ищут. Были раньше достаточно радикальные ребята и группировки. Их подавили в последнее время, а план надо делать. Ну вот, решили найти новых. Я думаю, можно было бы ограничиться профилактической беседой, а не сразу ломать людям жизнь и записывать в экстремисты».

Скорее всего, дадут условный срок

Сергей Веселых, юрист «Сибирской медиагруппы»:

«Статья 148 УК РФ, часть первая, предусматривает ответственность в виде штрафа до 300 тысяч рублей, либо принудительных работ на срок до одного года, либо лишения свободы на тот же срок. Статья 282 УФ РФ, часть первая, предусматривает ответственность в виде штрафа от 300 до 500 тысяч рублей, либо принудительных работ на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет, либо лишения свободы от двух до пяти лет. Как показывает практика, по таким делам выносят приговоры в виде условного лишения свободы. Учитывая, что Мотузная и Маркин не имели судимости, наверняка у них с мест работы или учебы будут хорошие характеристики, все это суд учтет. Так складывается практика, реально за картинку или репост пока никто не «уезжал». Может быть, суд ограничится принудительными работами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 1 августа 2018

Заголовок в газете: Угодили в жернова правосудия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру