Фестиваль «Зодчество в Сибири» принес сообществу не только положительные эмоции, но и скандал

Как уничтожить памятник архитектуры: мастер-класс от «эксперта»

Впервые, в год совершеннолетия (фестиваль проводится в 18-й раз), он проводится в Барнауле, объединив архитекторов Восточной и Западной Сибири. Причем барнаульские архитекторы во главе с Петром Анисифоровым, председателем правления Алтайской организации СА России, сами отстояли свою площадку, выдержав серьезную конкуренцию и грамотно аргументировав выбор в пользу столицы Алтайского края.

Как уничтожить памятник архитектуры: мастер-класс от «эксперта»

Барнаул в качестве площадки для проведения XVIII Межрегионального архитектурного фестиваля «Зодчество в Сибири», по мнению Петра Анисифорова, — очевидный выбор.

— Наш город значительный, исторический. В 90-годы именно алтайские архитекторы брали все лучшие награды и призы не только в Сибири, но и в Москве. И это, пожалуй, главный аргумент, — признается он. — Это великое счастье для Барнаула. Это и привлечение профессиональных архитекторов, и инвестиции, и вообще новая стратегия жизни.

Почему злится мэр Красноярска

Сейчас, по мнению Анисифорова, наблюдается некоторый упадок развития архитектуры в Барнауле, и ее надо поднимать. Хотя один именитый московский гость отметил, что в нашем городе не встретил ни одного здания, которые ему захотелось снести. В отличие от Махачкалы, откуда тот только что вернулся. Там он снес бы половину города. Елена Григорьева, инициатор и основатель фестиваля, тоже высказалась положительно по поводу выбора места проведения и отметила положительные моменты, которые фестиваль принесет принимающей стороне.

— Во-первых, это повышает статус организации в регионе и в городе проведения. Во-вторых, знакомит горожан с авторами зданий и проектов. Ведь архитектура XX века, как правило, безымянна. В-третьих, на фестиваль собираются архитекторы не только со всей России, но и зарубежные эксперты. В этом фестивале самое приятное, что он постоянно расширяет свою географию, — отметила она.

Кроме того, формат фестиваля предполагает диалоги, которые реализуются в форме круглых столов.

После торжественного старта фестиваля в выставочном зале музея «Город» открылась экспозиция смотра-конкурса архитектурных произведений и выставка детского архитектурно-художественного творчества. На следующий день открылась выставка «Архитектор Евгений Ащепков. Наследие мастера», представляющая исследования, проекты, акварели доктора искусствоведения, первого в Сибири члена-корреспондента Академии архитектуры СССР, заслуженного архитектора РСФСР. Гости и участники фестиваля с удовольствием прогулялись по Барнаулу и посмотрели достопримечательности. Побывали на сереброплавильном заводе и послушали лекции, в том числе французской гостьи Cristal Rousel (Кристаль Русель) —– специалиста по изучению и оценке промышленного наследия из Франции. А потом все желающие уехали наслаждаться красотами Горного Алтая.

— Мэр Красноярска до сих пор, наверное, злится, не понимая, почему это событие все-таки решили провести именно у нас. А результаты фестиваля «Зодчество в Сибири» будут классные. Это совершенно точно, — предположил в день открытия Петр Анисифоров, сопредседатель фестиваля, вице-президент Союза архитекторов России. — Я бы разделил непосредственно сегодняшнюю ситуацию и перспективу на год, два или десять, которая может вырисовываться по итогам фестиваля.

И не ошибся. Результаты фестиваля действительно оказались нетривиальными.

Круглый стол с острыми углами

— У нас по результатам фестиваля случился культурный шок. После его закрытия мы не почувствовали опустошения и усталости, он нисколько нас не расслабил, а наоборот, зарядил потенциалом, — рассказал «МК на Алтае» источник в архитектурной среде. — Дело в том, что диплом первой степени в номинации «Проекты» присудили Екатерине Шаповаленко. Она славится своим «реновационным» подходом, в результате которого исторические памятники даже федерального значения идут под снос, а вместо них возникает новодел. Объясняют это просто: в состав жюри, которое распределяло награды, входили люди, не имеющие отношения к Барнаулу и, соответственно, не знающие ситуации с сохранением наследия и с такими спорными моментами, которые творятся в городе. Кроме того, «проект, который висит в выставочном зале, представлен не полностью, без стоящих рядом 12-15-этажных жилых домов», — добавил владелец информации. Это в качестве итога, развитие событий было тоже неожиданным.

На одном из круглых столов, посвященном проблеме сохранения памятников в Сибири, разыгрались нешуточные страсти. А все началось с того, что Данил Дегтярев, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории АлтГУ, поставил ребром вопрос сохранения промышленного наследия дореволюционного Барнаула.

— Памятники промышленного производства — это тот ресурс, который необходим для развития экономики, для развития туризма, а мы его безалаберно разбрасываем, — не скрывая эмоций, начал Дегтярев свое выступление. — На территории Барнаула существует 18 объектов промышленного наследия. Это и отдельные здания, и комплексы. Но, к сожалению, даже несмотря на то что они находятся под охраной, они разрушаются.

В качестве примера он привел исторический комплекс казенного винного склада (позже Барнаульского ликеро-водочного завода), построенный в 1899-1902 гг., который и стал предметом спора, а потом и вовсе превратился в точку воспламенения.

До 2014 года в исторический комплекс входило не менее 9 зданий из красного кирпича, выстроенных в едином стиле, с красивыми архитектурными формами. А потом началось строительство жилого комплекса «Две эпохи», которое развернула компания «Строительная перспектива». Сейчас, по словам Данила Дегтярева, от комплекса осталось только четыре здания: спиртохранилище, бондарная, один из складов и жилой дом, принадлежащий МВД (он под снос точно не попадет). Остальные были уничтожены с легкой руки в том числе и Екатерины Шаповаленко, архитектора, разрабатывающего проект застройки и регенерации территории БЛВЗ.

— Спросить нужно и с тех, кто разрешил снос, и с тех, кто его произвел. Необходимо пересмотреть наш взгляд на памятники промышленной архитектуры, потому что это не менее ценные представители, чем культурное наследие. Это история. Это туризм, — считает краевед. Согласно списку объектов культурного наследия Алтайского края, снесенные здания имеют официальный статус памятника истории, то есть их разрушение является прямым нарушением 73-ФЗ и может быть расценено (согласно статье 243 УК РФ) как преступление.

С тем, что нужно разрабатывать реставрационные решения и давать зданиям новую жизнь в условиях современности, согласилась и Кристаль Русель. До нее суть разговора с помощью переводчика донесли чуть позже, и она, если сказать деликатно, была шокирована. По ее словам, подобное отношение к архитектурным ценностям в Европе недопустимо, и государство порой довольно жестко вмешивается в судьбу подобных объектов.

Занимавшаяся проектом регенерации территории БЛВЗ архитектор Екатерина Шаповаленко не могла оставить реплику историка без ответа и тоже решила высказаться.

— Меня привлекали к этому вопросу еще в качестве эксперта, — сбиваясь с мысли на мысль, так, что понять ее толком никто не мог, начала свой «ответ Чемберлену» Шаповаленко. — И я считаю, что сделала гениальное открытие: провела громадную работу по сопоставлению и анализу аналогов комплекса, установлению вида здания, изучению градостроительной ситуации, — продолжала гордиться проведенной работой архитектор. По ее словам, она исправляла много ошибок – неправильным было название объекта, не были подсчитаны здания и так далее.

— Прежде чем кидать камни, нужно ознакомиться с материалами, — укорила она одного из лучших краеведов и историков. — Когда встал вопрос о застройке территории, я выделила основные ценные объекты и территории под возможное строительство, — добавила она в заключение.

Хотя окончания спора могло и не быть, тем более что большинство участников встречи заинтересовались темой и оживились, собираясь продолжить горячую дискуссию. Однако Елена Григорьева, выполняющая роль модератора круглого стола, призвала коллег отложить дискуссию по поводу БЛВЗ, потому как без чертежей понять ситуацию может лишь узкий круг специалистов.

Практикуемые в Барнауле подходы, по мнению Данила Дегтярева, могут оставить потомков без исторической памяти.

— Если судьбу нашего историко-культурного наследия и впредь будут решать люди с такими взглядами, как у Шаповаленко, то не наступит ли такой момент, когда потомкам показывать будет уже нечего? И вина за это ляжет на плечи тех, кто сейчас принимает решения о сносе памятников в угоду сиюминутной выгоде, — считает Данил Дегтярев.

— Шаповаленко говорит так, будто имеет право судить, какие памятники регионального значения она может снести, а какие оставить. Она уничтожает памятники, а ей за это дипломы дают, — архитектурное сообщество, стремящееся сохранить наследие, и понимающие вопрос барнаульцы находятся в недоумении. — И самое страшное, что, вооружившись этой победой, Екатерина Шаповаленко получила карт-бланш. А следующим объектом ее «работы» значится Спичка.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Как уничтожить памятник архитектуры: мастер-класс от «эксперта»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру