Управление федеральных дорог «Алтай» — об итогах работы зимой и планах на лето

Легких сезонов не бывает

В Алтайском крае, с его резко континентальным климатом, любые погодные аномалии —штатные. Суровые зимы с морозами и метелями, летняя жара, резкие перепады температур. Это испытание на прочность не только для асфальта и техники, но и для тех, чье дело — обеспечивать безопасность и качество транспортных артерий. За федеральные трассы региона отвечает подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай». Весна для дорожников не только время интенсивной работы, но и переходный период — от самого опасного сезона к самому трудоемкому.

Легких сезонов не бывает

Пора особой опасности

Дорогу уже никто не воспринимает просто как способ добраться до пункта назначения, подчеркивает начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. В управлении стараются работать так, чтобы путь был максимально комфортным для автомобилистов, инфраструктура — удобной и по современным стандартам, а организация движения — максимально безопасной. Единственное, на что невозможно повлиять на дороге, — человеческий фактор. Проблем прибавляет суровый сибирский климат.

Сфера ответственности управления — федеральные трассы «двух Алтаев», проходящие по множеству природно-климатических зон, от степных до горных. Разные погодные условия, географические особенности, рельеф и грунт влияют на выбор материалов и технологий. И, конечно, разные условия содержания, особенно зимой.

«В Алтайском крае, в степях, в приоритете борьба с метелями, обслуживание дороги требует особого отношения, — поясняет главный федеральный дорожник региона. — Как пример — барьерное ограждение: если в горах оно благо и защищает от падения с обрывов, в степной зоне, наоборот, нужно ставить на дороге меньше различных препятствий, чтобы не ухудшить видимость».

Бич для автомобилистов — сильные ветра и частые низовые метели, значительно ограничивающие видимость и особенно опасные. Отсутствие естественных преград приводит к снегопереносам, а применение противогололедных материалов может только ухудшить ситуацию. Коварство степей еще и в том, что низовые метели наблюдаются даже при небольшом ветре. А значит, водитель, следуя, например, из лесной зоны, не готов к изменению дорожной обстановки. В режиме ЧС и вовсе счет идет на минуты. Оперативность, готовность и согласованность действий ответственных ведомств решают все.

Однако нивелировать климатические особенности можно, для этого на сложных участках проводят превентивные мероприятия. Помогает установка снегозадерживающих заборов, за последние годы дополнительно их смонтировали на протяженности 23 км. Там, где позволяет местность, производят уполаживание откосов, чтобы исключить необходимость установки барьерного ограждения. На других участках его заменяют на тросовое, что способствует улучшению видимости и предотвращает образование снежных валов.

Для обработки трассы используют комбинированные противогололедные материалы, ноу-хау, разработанное специалистами управления и зарекомендовавшее себя за годы эксплуатации. Обязательна патрульная снегоочистка и своевременное удаление ПГМ с покрытия, чтобы исключить налипание снега и образование наката. Постоянный мониторинг ситуации на таких участках даже при благоприятных прогнозах осуществляется круглосуточно. Для этого на федеральных трассах двух регионов установлено 38 метеостанций и 100 постов фотовидеофиксации.

«Эти комплексы позволяют оценивать состояние дорожного покрытия, условия проезда, метеообстановку и формируют прогноз развития ситуации на ближайшие четыре часа, — говорит Долинский. — Они расположены равномерно, с интервалом в 20-30 км».

Зимний сезон 2017-2018 годов выдался не таким обильным на осадки, как предыдущий, но штормовые и экстренные предупреждения в Алтайском крае объявляли 14 раз, зачастую на два-три дня. К сожалению, не обошлось без проблем и трагедий. Повышение безопасности дорожного движения остается одной из приоритетных задач. Так, совместными усилиями, в сотрудничестве с краевым УГИБДД и при активной поддержке регионального правительства по итогам 2017 года удалось ликвидировать восемь аварийно опасных участков — все, что были выявлены в 2016-м. План работ на этот год также уже утвержден.

Генеральная дорожная уборка

Помимо подведения итогов самого сложного и опасного сезона, весной дорожники нацелены на то, чтобы максимально оперативно навести порядок на подведомственной сети.

В перечень мероприятий входит уборка мусора в полосе отвода, очистка барьерного ограждения и дорожных знаков, остановочных павильонов, опор мостов и путепроводов, замена и восстановление сигнальных столбиков, очистка покрытия от пыли и грязи, окраска перильных ограждений.

Подрядные организации выполняют заливку трещин покрытия, возникших в результате сезонных перепадов температуры и под воздействием окружающей среды. Такие деформации, отмечают в управлении, в нашем климате неизбежны. Не существует универсальных материалов, которые будут одинаково эффективны и при низких, и при высоких температурах. На дорогах Алтайского края летом асфальт нагревается до +80, зимой — остывает до –40, отсюда сложности с выбором вяжущих, именно от них во многом зависит устойчивость покрытий. Работы по устранению дефектов начались сразу, как только установилась благоприятная погода, это позволит предотвратить дальнейшее  разрушение.  Причем на участках, где недавно прошли ремонтные мероприятия, подрядные организации устраняют повреждения в рамках гарантийных обязательств. 

Начались работы по обновлению горизонтальной дорожной разметки. Для ее нанесения используют краску, двухкомпонентный пластик и термопластик с применением микростеклошариков, что обеспечит световозвращающий эффект в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Такая технология делает разметку более долговечной и заметной для водителей и наиболее эффективна на участках дорог с высокой интенсивностью движения. Но главный фронт работ, конечно, развернется во время ремонтной кампании.

Строительным работам дали старт

Дорожно-строительный сезон в нашем регионе недолгий, это еще одна климатическая особенность. При низких температурах, высокой влажности невозможно получить высокое качество дорожных работ, но и жара может стать не меньшим злом. Плюс многократно возрастающий трафик в туристический сезон. Поэтому алтайские дорожники максимально используют благоприятные погодные условия, что бы выполнить все запланированные мероприятия качественно и в срок, при этом обеспечив максимально возможную пропускную способность в часы пиковой нагрузки. Это очередная проверка на прочность для подрядчиков.

Как отмечал губернатор края Александр Карлин, высокие показатели, которых удается достичь, несмотря на сложные условия и большую протяженность дорожной сети региона, — во многом заслуга наших дорожников. Это не только мастерство и опыт, но и ответственное отношение к делу. Рабочий день начинается в четыре утра, каждый погожий день используется максимально эффективно. Как итог — объекты ремонта на федеральных трассах вводятся в эксплуатацию в срок или с опережением графика. Вот и к нынешнему сезону готовились заблаговременно, на ряде объектов к ремонту уже приступили.

На автодороге А-322 Барнаул — Рубцовск — граница с Республикой Казахстан работы стартовали на двух участках в Алейском и Шипуновском районах. На отрезке с 139 по 144 км устроят слой износа из битумоминеральной смеси. В результате будет устранена колейность, улучшена и доведена до нормативных значений ровность и коэффициент сцепления. На участке с 175 по 183 км пройдет капитальный ремонт. В качестве покрытия используется щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимербитумном вяжущем с адгезионной добавкой, что обеспечит повышенную устойчивость к старению, водо- и морозостойкость, уменьшит вероятность образования дефектов.

На «Чуйском тракте» дорожники трудятся в Зональном, Бийском и Красногорском районах. Капитальный ремонт проходит на отрезке с 336 по 341 км, — это последний лог перед Бийском, который создает сложности для водителей, особенно в зимний период. Чтобы поднять земполотно на пять метров и сделать трассу более пологой, дорожникам предстоит отсыпать порядка 62 тысяч кубометров грунта. В результате будет обеспечен нормативный продольный профиль дороги, что позволит беспрепятственно проходить участок даже в сложных погодных условиях.

В Бийском районе приступили к завершающему этапу капремонта четырехполосного участка, работы идут с 368 по 374 км. Проект предусматривает расширение проезжей части и устройство разделительной полосы с двусторонним осевым металлическим барьерным ограждением. Будут установлены шумозащитные экраны вдоль населенных пунктов Верх-Катунское и Чуйский. Далее по направлению к Республике Алтай на 16-километровом участке, с 384 по 400 км, выполняют ремонт.

Всего по итогам ремонтной кампании 2018 года ФКУ Упрдор «Алтай» повысит транспортно-эксплуатационные характеристики на 113 км трасс в Алтайском крае (при протяженности 636 км), из них капитальный ремонт пройдет на 24 км.

Автомобилистов призывают быть внимательными, особенно на участках производства дорожных работ, обращать внимание на требования дорожных знаков. Со своей стороны федеральные дорожники будут рады обратной связи. Сообщить о нештатной ситуации или получить актуальную информацию о состоянии проезда круглосуточно можно по телефону: 8 (3852) 63-14-59. Все жалобы и обращения обязательно рассмотрят.

В календаре дорожников каждый сезон горячий, но каким бы сложным он ни был, — главным, уверяют в управлении, всегда остается комфорт и безопасность автомобилистов. Ведь дороги строят для людей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Легких сезонов не бывает

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру