Алтайский физик рассказала, какой лед самый скользкий и почему

Для нашего региона в конце октября-начале ноября характерна неустойчивая погода: внезапные снегопады сменяются дождем, а за ночь на дорогах легко может образоваться ледяная корка, от которой уже к обеду не останется и следа. И утренний гололед может застать врасплох не только автомобилистов, не успевших сменить летние шины на зимние, но и пешеходов, которые легко могут поскользнуться, упасть и получить травму. Почему первые корки льда на тротуарах особенно опасны, рассказала доцент кафедры общей и экспериментальной физики Алтайского государственного университета, кандидат физико-математических наук Татьяна Андрухова.

Алтайский физик рассказала, какой лед самый скользкий и почему
freepik.com

Для начала стоит разобраться в терминах. Часто в метеорологических сводках можно увидеть и услышать фразу «на дорогах гололедица». Так называют только тот лед, который образуется на дорогах при внезапном похолодании. «Гололед» же более общий термин, обозначающий слой льда на любых поверхностях: земле, растениях, деревьях, проводах... Есть также понятия «наледь» (образуется в результате замерзания речных или подземных вод, излившихся на земную поверхность) и «обледенение» (общее название замерзшей атмосферной влаги и морских брызг на поверхности различных объектов). В повседневной речи эти слова, зачастую, взаимозаменяемы, а вот для профессионалов разница существенна.

Но все эти понятия объединяет одно свойство — скользкость. Наименее опасным считается лед при двух температурных значениях, когда он начинает плавиться: - 80°С и 0+°С. При этом, поясняет физик, самая опасная гололедица возникает при небольшом морозе — около -5°С, так как при таких условиях на поверхности образуется тонкий слой воды.

«Именно такую картину мы наблюдаем последние несколько дней в утренние часы, когда идем на работу или учебу. При температуре ниже - 20°С лед уже не будет таким скользким, так как на нем нет воды. Чем выше сила трения, тем сложнее упасть. Правильно подобранная обувь может частично уберечь нас от падения, однако не стоит всецело на нее полагаться. Как правило, набор факторов, формирующих силу трения, включает в себя не только шероховатость поверхности, но даже сопротивление воздуха», — говорит Татьяна Андрухова.

Читайте также: 

Пенсионерка из Горно-Алтайска отсудила 150 тыс. рублей за падение на льду

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру