Как известный алтайский изобретатель Иван Ползунов создавал первую в России паровую машину

Имя этого человека носит вуз и улица Барнаула. Именно Иван Ползунов в 1764 году создал первую в стране паровую машину, проект которой представили Екатерине II. Нигде не сохранилось его портретов, никто не знает точно, как он выглядел. Однако слава, которую принес Ползунов отечественной механике, навсегда войдет в историю. Алтайский краевед, писатель Александр Коленько напомнил историю создания знаменитой «огненной» машины».

Как известный алтайский изобретатель Иван Ползунов создавал первую в России паровую машину
Фото: barnaul.org

Власти забраковали проект

Иван Ползунов родился в семье солдата, выходца из крестьян города Туринска. После окончания в 1742 году Горнозаводской школы в Екатеринбурге, Ползунов был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Н. Бахарева. В возрасте 18 лет с группой горных специалистов он приехал на Алтай, в следующем году был зачислен в штат Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов гиттеншрейбером на сереброплавильный завод.

Две страсти неотступно владели Ползуновым. Он мечтал «измыслить способы» облегчить тяжелый труд «работных людей», добывающих и плавящих руды. С этим сливалось и второе страстное стремление — тяга к техническому творчеству. Он делал многое: занимался учетом металла, чертежным делом, выплавкой стекла, транспортировкой руды и разведкой для этого сухопутных и водных путей, строительством судов, пильной мельницы, амбаров для хранения руды и провианта, жилья для людей, энергетикой завода. Делал чертежи и расчеты, сопровождал в Петербург обозы с серебром и выполнял другие поручения.

Все свое свободное время Ползунов отдавал изобретениям. Одно из его технических детищ — тепловой двигатель, но все же изобретательством и рационализацией он занимался непрерывно. Именно Ползунов предложил экономичный способ постановки грузовых судов на зимнее хранение: на дне реки устанавливали деревянные настилы, на которые суда можно было заводить «без подъему». Когда вода спадала, суда оказывались на суше.

Известно, что самые большие трудозатраты на Колывано-Воскресенских заводах шли на транспортировку руды. В то время плавильные заводы приходилось строить на берегах рек, на большом удалении от рудников, и Ползунов поставил целью «огонь слугой к машинам склонить» и тем самым «водное руководство пресечь», то есть получить возможность строить заводы не на реках, а поблизости от рудников.

В возрасте 35 лет Ползунов подал начальнику заводов первый проект огнедействующей машины. Когда проект алтайского самородка попал в столицу, то процесс его реализации затянулся, но нашего земляка повысили по служебной лестнице и подняли жалование до 240 рублей в год. Ползунову повезло, что в годы создания машины главным командиром Колывано-Воскресенского горного округа был А.И.Порошин, поддержавший его изобретение.

Фото: Пресс-служба АлтГТУ

26 марта канцелярия во главе с Андреем Порошиным заслушала доклад Ползунова и согласилась с его предложением. А 31 марта алтайскому изобретателю выдали черновые материалы для строительства машины, 13 мая прошло ее первое испытание. Горное начальство пообещало не взыскивать с Ползунова убытки в случае неудачи с ее постройкой и дало ему в помощь несколько рабочих.

Строительство паровой машины обошлось Канцелярии в 7455 рублей 51 копейку. К слову, на эти деньги можно было построить два полноценных сереброплавильных завода, утверждает краевед Александр Коленько.

«Огненную машину» Ползунова на 12 печей воздвигли в предельно короткий срок — за два года. Двигатель его современники называли «плавиленной фабрикой», он развивал мощность около 40 лошадиных сил. Высота машины составляла 10 метров, а цилиндров — около трех метров.

Сооружение было настоящим подвигом

Все понимали новаторское значение машины Ивана Ползунова, в том числе и «иноземцы». Сооружение такой машины в тех условиях было сказочным подвигом. Ивана Ивановича отличало среди других офицеров отличное знание производства, новаторство, острота ума, смелость в решениях и твердость характера. Несмотря на то, что дело стремительно шло к пуску, изобретателю так и не суждено было дожить всего семь дней до этого счастливого часа. Иван Ползунов умер 16 мая 1766 года в возрасте 38 лет от чахотки, которая теперь называется туберкулезом. 

Знаменитая машина даже не проработала двух месяцев, за это время при неполной нагрузке дала чистой прибыли 11 тысяч серебром. Потом начались проблемы — потек котел, появилась течь между поршнями и стенками цилиндров. Технически малограмотные работники не знали, как устранить естественно возникшие в ходе эксплуатации неисправности. Власти страны, не соглашавшиеся на строительство машины, после советов нескольких приближенных решили ее ликвидировать. Двигатель, принесший славу отечественной механике, уничтожили в 1782 году при главном командире заводов Меллере. После 15 лет бездействия машину разобрали, а детали ее сдали на склад. Аналогичный двигатель в России больше не строили. Лишь в 1825 году для Барнаульского металлургического музея изготовили ее модель, которая сохранилась до наших дней.

Уже позднее Алтайскому государственному техническому университету присвоили имя Ивана Ползунова, а напротив главного корпуса установили памятник прославившемуся изобретателю. Кстати, именем земляка названы улицы в 17 городах страны. А в 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя И.И. Ползунова кратеру на обратной стороне Луны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру