Какие сервисы помогают алтайским школьникам постигать знания в период пандемии

Ученье — свет из монитора

Интернет-сервисы с видео-уроками, лекциями, практическими заданиями и много чем еще существуют давно. Это Яндекс.Учебник, Учи.ру, Интернеурок, МЭШ, Лекториум и другие. Когда мир накрыл коронавирус, и российские школьники стали вынуждены каждое утро садиться не за парты, а за компьютеры, чтобы не упустить знания, эти интернет-платформы оказались крайне необходимыми и востребованными. О том, как сейчас проходит дистанционное обучение и с какими трудностями столкнулись учителя и школьники, «МК на Алтае» рассказала заведующая лабораторией цифровой педагогики Алтайского института развития образования Александра Бускина.

Ученье — свет из монитора
Фото: pixabay.com.

— Как переход на дистанционное обучение повлиял на учебный процесс в школах?

— С момента ухудшения эпидемиологической обстановки в стране мы в Алтайском крае начали готовиться к переходу школ на дистанционное обучение. Ситуация начала развиваться практически в начале весенних каникул, поэтому их объявили досрочно. Благодаря этому у нас было достаточно времени, чтобы мобилизовать ресурсы Института повышения квалификации, Института развития образования Министерства образования и науки Алтайского края и Алтайского краевого информационно-аналитического центра. Мы работали сообща с точки зрения поддержки всех процессов.

В плане организации дистанционного обучения у нас не было экстремального режима: мы не боялись, что не будет каналов связи с какими-то школами, учителями, учениками, даже в ситуации разного оснащения. Ведь на территории края несколько лет работает автоматизированная информационная система «Сетевой регион. Образование», провайдером которой является информационно-аналитический центр. АИС знакома абсолютно всем родителям, детям, учителям. У всех было достаточно времени, чтобы привыкнуть к ее интерфейсу. В АИС есть электронный дневник, журнал для учителя с возможностью обратной связи. И даже при разнообразии взглядов учителей на информационные технологии все они так или иначе работали с «Сетевым регионом».

Мы поняли, что в связи с ситуацией нагрузка на систему будет очень высока, поэтому начали мобилизовывать ресурсы где-то с 15 марта. Министерство образования координировало наши действия, обозначало сроки и давало рекомендации.

Мы в Алтайском институте развития образования занимаемся тьюторской поддержкой учителей в новых реалиях. И мы рады, что у педагогов на каникулах было время вдумчиво посмотреть наши вебинары, проконсультироваться с профильными кафедрами института по моделям работы.

В итоге был объявлен переход на удаленное обучение. В зависимости от ресурсов школ и семей был задан гибкий вариант такого обучения. Уже с 19 марта начались вебинары-консультации краевого методического объединения, на которые приглашали учителей. Там они разбирались с понятием «дистанционного обучения» и получали практические рекомендации. Коллеги сразу же создали памятки для учителей о том, как подготовить урок, рабочее место. Разумеется, они пользовались уже существующими наработками Центра смешанного обучения. Шаг школ в смешанное обучение происходил очень оперативно, и методисты с кафедр профильного образования — математики, русского языка, биологии, физики и других — адаптировали под себя технологии смешанного обучения.

Мы предложили учителям на выбор несколько рабочих моделей для дистанционного обучения. Первая — «перевернутый класс», самая популярная. Ее смысл в том, чтобы выдавать детям уже готовый видео-контент (источники мы подобрали: Интернетурок, РЭШ, Лекториум и так далее), который может подкрепить предметное содержание урока. «Перевернутый класс» позволяет на основе видеоуроков составить маршруты повторения изученного и выхода на новые темы.

Учителям начальных классов здесь очень помог Яндекс.Учебник. Группа педагогов на момент объявления пандемии как раз проходила курс «Цифровые ресурсы», запущенный совместно с Яндексом. К моменту выхода на каникулы коллеги изучили весь основной материал, касающийся режима смешанного обучения и включения ресурсов Яндекс.Учебника в программу занятий. В конце марта очень вовремя открылась Яндекс.Школа с полным функционалом для учителей, и те, кто был на курсе, узнав о новых образовательных продуктах, рекомендовали их своим коллегам. Так учителя старших классов тоже начали пользоваться системой, видеоуроками, создавать маршрутные листы своих учеников.

Важным моментом в дистанционном обучении является не копирование очного взаимодействия, а именно адаптация формата к среде. Поэтому еще одна модель, которую мы предлагаем использовать нашим педагогам — «ротация станций». Она позволяет разбить общую тему на аспекты и проработать их в малых группах. Например, по теме «Имя прилагательное», которую учитель брал в качестве повторения, урок проходил так. В основе лежал рассказ Паустовского, который читали все ученики, и на его примере связывали тему склонения и рода прилагательных со смыслом предложения. Далее была видеоконференция в Zoom, и параллельно менее подготовленным ученикам педагог дала задание с видеоуроком в Яндекс.Учебнике. Затем прошел блиц-опрос учеников в чате. Таким образом, получилось, что для разных учеников были предусмотрены разные активности. Учитель задавала вопросы, и по ответам можно было вычислить, какие проблемы в изучении темы есть.

Фото pixabay.com.

Итак, «ротация станций» предполагает выдачу детям разных заданий в зависимости от степени, в которой они поняли тему. Например, те, кто плохо справились с заданием, объявлялись «экспертами» и должны были более глубоко погрузиться в материал, чтобы потом объяснить его другим.

Третья модель — гибкая. Она подразумевает метапредметный ракурс, здесь дается связь одной темы с разными предметами. Например, тему «Крепости — защитники отечества» можно рассмотреть и с точки зрения истории, и математики, и окружающего мира, и русского языка. Кто-то из учеников может читать задачу по математике, вдумываясь в условия, кто-то изучает на сайте «Настя и Никита» архитектурную справку про модели крепостей со всего мира от святилищ до фортификационных сооружений. Ребята получают разные информационные источники для решения одной задачи. Это метапредметный урок, подразумевающий смысловое чтение. Наша главная идея сейчас — предложить для детей максимально новую модель поиска информации, чтобы им хотелось продолжить это делать.

— Какие основные проблемы возникли у педагогов в связи со сложившейся ситуацией?

— Сложнее всего было в первые дни, когда на учителей свалилось очень много информации. В рекомендациях Министерства просвещения была представлена целая группа цифровых образовательных сервисов и платформ: РЭШ, Учи.ру, Интернеурок, МЭШ, Яндекс.Учебник, Лекториум и другие — они сложно сочетаются между собой. Перед педагогами встала проблема курирования контента, который нужно вложить в расписание. Как сформировать? Тут большую помощь им оказали заместители директоров, которые прошли обучение в Министерстве и знали, как организовать расписание, что рекомендуют нормативные документы. В итоге многие коллеги выстроили программу четвертой четверти, максимально обозначив, какие темы дети могут повторить сами, а в каких нужна помощь учителя или просмотр видеоурока. От того, кто как составил расписание, во многом зависит качество обучения.

Каникулы, конечно, очень помогли: у детей была возможность зайти на все нужные онлайн-ресурсы, зарегистрироваться, попробовать выполнить задания и написать учителю о возникших проблемах. Кроме того, каждая школа создала свою горячую линию, для этих линий Министерством были разработаны соответствующие памятки.

А к 26 марта школы провели анкетирование о техническом оснащении детей. Проблемы, конечно, есть: у семей разный социально-экономический статус, и нам необходимо было понять ситуацию у каждого конкретного ребенка. Мы выясняли, за какие гаджеты ребенок не будет конкурировать с сестрой, братом, папой или мамой, что всегда есть в его доступе. Дистанционное обучение не может быть одинаковым для всех, ведь у некоторых детей отсутствует интернет, ноутбук. Поэтому сценарий обучения каждая школа выбирает самостоятельно исходя из ресурсов своих учеников.

— Как вы работаете с теми, у кого нет ни ноутбука, ни интернета?

— В тех случаях, когда у ребенка нет возможности работать индивидуально, например, в многодетных семьях, или вообще нет выхода в интернет, мы предлагаем альтернативные варианты. Некоторым семьям под их материальную ответственность выдается техника школы. Для тех, у кого есть хоть какое-то работающее устройство, несколько интернет-провайдеров Алтайского края предоставили доступ в интернет за минимальную плату. А для тех, у кого нет возможности никак выйти в интернет, школы уже ко 2 апреля подготовили пакеты заданий по программе и развезли по домам учеников на флешках (тут были и видеоуроки) или в бумажном варианте. В одном селе пакеты с заданиями для школьников оставили в хозяйственном магазине, откуда родители могли их забрать. Дети при выполнении могут консультироваться с учителями по стационарному телефону.

В отсутствии интернета сельские учителя оставляют домашнее задание в местных магазинах.

— А с родителями были какие-то проблемы?

— У нас при Министерстве образования создан центр психологической помощи семьям. Кроме того, Министр образования Алтайского края еженедельно проводит онлайн-собрания с родителями. Конечно, родителям страшно брать на себя роль продюсера образования своего ребенка. Но тут нужно понимать, что мы сейчас формируем образ будущего нашего образования. Обучение крайне важно для сегодняшних детей. И поэтому в данной экстренной ситуации поддержка удаленного обучения должна быть такой же родительской обязанностью, как, например, приготовление завтрака.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Ученье — свет из монитора

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру