Тему необходимости регулирования цифровой среды поднимали уже не один раз. Недавно Совет Федерации поддержал обновленный закон «О защите прав потребителей», который предусматривает нормы по защите граждан в этом направлении. Однако многие проблемы все еще требуют решения, отметил сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
Год работы и по-новой
«В частности, мы поднимали вопрос отключения для россиян программного обеспечения (ПО), которое являлось составной частью приобретенных ими товаров, что ухудшило их потребительские характеристики. Например, речь идет об автомобилях или смартфонах, многие функции которых, будучи оплаченными, стали недоступны», — привел пример Зобнев.
Обновляясь, программное обеспечение товаров начало ухудшать их потребительские характеристики. Так как большая часть девайсов иностранного производства, то урегулировать это в нашей стране невозможно, пишет «Толк».
Складывается ситуация, когда у потребителя есть выбор без выбора. То есть, он может и не соглашаться на обновление своего устройства, но тогда оно закономерно замедлится и станет хуже работать. А принимая условия, у гаджета либо ограничивается его функционал, либо на пользователя возлагаются новые обязательства (что-то доустановить и подобное).
Начинает хуже работать устройство также, когда проходит его гарантийный срок, который, как правило, не превышает одного года. Такая модель работы гаджетов вынуждает людей чаще покупать новые девайсы, ведь старые стали медленнее. Прямых однозначных решений по их пресечению этого на данный момент пока нет.
Непрозрачные условия договора
Следующей проблемой этой среды стала неясность в оформлении сделок на цифровых платформах. Как отметили эксперты, сейчас, оформляя покупку на многих маркетплейсах, потребители зачастую не понимают, с кем они договариваются, на что соглашаются и какие последствия могут наступить в будущем.
К примеру, при оформлении финансовой услуги на онлайн-платформах есть «три слона», которые за нее отвечают. Это агрегатор, встраивающий информацию в интерфейс, финансовая организация, которая поставляет эти услуги, а также кредитный брокер, являющийся здесь посредником и отвечающий за содержание услуги, но его юридический статус непонятен.
Тут же возникает и другая неприятная деталь: зачастую в маркетплейсах под большой кнопкой «оплатить» находится фраза, написанная мелким шрифтом, «согласен с условиями договора и стоимостью». И здесь снова возникает безвыходная для потребителя ситуация. Если он оставит галочку нажатой — получит товар, но на выгодных поставщику условиях, если же снимет ее — не получит продукт, который хотел.
Как рассказали эксперты, с маркетплейсами возникает и острый «денежный» момент. Платформы предлагают несколько вариантов оплаты товара: картами и с помощью электронных кошельков. Однако возникают ситуации, когда человек купил товар за средства со своего счета и позже отказался от него. При этом деньги вернулись на электронный кошелек, которого у потребителя даже нет. Человек же хочет вернуть деньги на карту, но из-за ограничений законодательства по неидентифицированным средствам платежа эти деньги просто вывести нельзя, можно только потратить заново.
Расцвет пиратства
Еще одна проблема цифровых платформ — защита авторских прав. В прошлом году, отметили присутствующие, решениями Мосгорсуда были «приняты меры в отношении 83 тысяч объектов авторских и смежных прав». Но при этом по решению суда удаляется примерно 10 процентов пиратских ресурсов, а оставшиеся можно убрать только во внесудебном порядке.
Заблокировать сайт можно только по заявлению правообладателя. Легальные онлайн-кинотеатры сегодня даже без учета YouTube, «ВК» и соцсетей проигрывают пиратским сайтам. При этом к этим сайтам не относятся те же регулирующие требования, поэтому там их никто и не исполняет. Из-за этого, к примеру, возникает проблема рекламы букмекерских контор.
По этой причине, считают эксперты, люди в огромных количествах вовлекаются в ставки, теряя свои деньги. И по борьбе именно с этим явлением у ФАС тоже нет полномочий, кроме административных. То есть это правонарушение, но наказать за него пиратский сайт, владелец которого даже не в России, невозможно.
Лжезнания за большие деньги
Большие сложности с регулированием на законодательном уровне наблюдаются также в сфере инфобизнеза. Одна из опасностей работы блогеров и так называемых инфоцыган состоит в том, что они ведут работу не только на легальных сайтах, но и в запрещенных соцсетях и мессенджерах.
Здесь трудность еще и в том, что такой контент сложно оценить со стороны его качества. Такие курсы могут быть либо вредоносные, либо транслировать прописные истины и при этом продаваться за большие деньги, заставляя потребителей, ищущих необходимые знания, брать кредиты и тратить свои накопления.
Как предложили члены круглого стола, в этом вопросе можно ввести госаккредитацию инфопродуктов через университеты. Однако вместе с этим возникает новая сложность: такой продукт зачастую нельзя оценивать, как образовательный. Поэтому необходимос провести грань между цифровым продуктом и правом потребителя на нужный ему конечный ресурс.