Алтайский сенатор Зобнев: тема транспорта требует пристального внимания

В Совете Федерации состоялось совещание, посвященное защите прав потребителей при оказании транспортных и сопутствующих услуг. В обсуждении приняли участие представители различных ведомств и органов власти. Заседание вел сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.

Алтайский сенатор Зобнев: тема транспорта требует пристального внимания
Фото: Александр Захаров

Участники совещания пришли к выводу, что вопрос защиты прав пассажиров транспорта требует особого внимания. Только за прошедший 2023 год в Роспотребнадзор поступило порядка 13,5 тысячи обращений от жителей России, касающихся прав пассажиров при использовании услуг транспорта. В Ространснадзор — более девяти тысяч обращений. Большая часть жалоб касается работы авиакомпаний, такси и наземного городского транспорта. Сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев уверен, что тема прав потребителей требует тщательной проработки.

Фото: "Толк"

«Каждый раз, оплачивая поездку, мы заключаем своего рода договор, рассчитывая, что услуга будет оказана качественно. Но как потребители знаем, что на деле не всегда получаем то, что хотим. Нередко мы видим нарушение прав потребителей и авиакомпаниями, и такси, и другими пассажироперевозчиками. Поэтому тема эта всегда на злобу дня, и всегда есть вопросы, требующие нашего пристального внимания и дальнейшей проработки с точки зрения законодательного обеспечения», — полагает Виктор Зобнев.

Касается всех                                                                                                      

На сегодняшний день вопрос соблюдения прав пассажиров касается как крупных мегаполисов, так и небольших населенных пунктов в большинстве регионов. Это подтверждают участники совещания. Например, жители Алтайского края жалуются на состояние автобусов, задержки рейсов, дефицит маршрутов и поведение водителей. В нашем регионе вопрос проблемы общественного транспорта стоят остро, однако Алтайский край, как показывает практика, не одинок в этом вопросе. Например, в Томской области пассажиры общественного транспорта регулярно жалуются на состояние городских автобусов и неудобство для маломобильных пассажиров.

Назревшая в Алтайском крае «транспортная» проблема привлекла внимание региональных властей, и ситуация начала меняться в лучшую сторону. В крае последние два года активно обновляют автопарк. Только в этом году закупили 65 новых автобусов на деньги казначейского кредита, 41 из них выехал на дороги краевой столицы по возобновленным маршрутам. Также в Барнауле сотрудники ГАИ и представители профильных комитетов проводят регулярные рейды для оценки работы общественного транспорта.

Проблемы с такси и авиакомпаниями

Как отметили участники совещания, жалобы пассажиров на работу транспорта во всех регионах похожи. Чаще всего они приводят в пример несоблюдение маршрутов перевозки и графиков движения. Иногда граждане жалуются, что не могут купить билет — нередко это связано с тем, что люди не сориентировались в рынке, на котором ввели различные транспортные карты с дифференцированной оплатой и тарифами.

Однако эти проблемы решаемы, считают власти и представители ведомств, несмотря на то, что в решении проблем зачастую возникают сложности. Например, самые тяжелые в решении — это проблемы в сфере авиаперевозок. От общего числа жалоб их количество составляет около 36,6 процентов, в основном — о возврате денег за несостоявшийся полет.

«Оперативно их решить, к сожалению, не всегда получается, в зависимости от того в том числе, с каким перевозчиком мы имеем дело», — подчеркнул представитель Роспотребнадзора.

Отдельно стоит вопрос в работе такси и каршеринга. В ноябре 2023 года Роспотребнадзор даже проводил отдельную горячую линию. Тогда на нее обратилось почти три тысячи человек. Как выяснилось, граждан в основном беспокоят вопросы, касающиеся платы за бесплатное ожидание, отказа таксистов выполнять заказ уже после списания оплаты, отсутствия терминалов в авто. Звонившие жаловались также на некорректное поведение и грубость водителей, отсутствие детского кресла, изменение стоимости в зависимости от погоды.

Кстати, в том же 2023 году в законодательство, регулирующее работу служб такси, внесли существенные поправки. Например, теперь государство выдает разрешения для работы в такси, — это позволяет контролировать деятельность водителей и служб заказа. Также была создана Федеральная информсистема — ФГИС «Такси», рассказал Иван Круглый, замдиректора департамента цифрового развития Минтранса РФ. Сейчас к ней подключены 83 региона страны и город Байконур.

«Это централизованная для регионов проверка данных, поступающих во ФГИС, в реестр ФНС, в казначейство в отношении начисленных штрафов МВД России, с доступом к этим данным со стороны службы заказа агрегаторов, для проверки перевозчиков, транспортных средств, гражданам, уполномоченным органам регионов при проверках на дороге. И это, наверное, один из первых таких сервисов на транспорте, где мы постарались сделать решение, которое позволит региону вообще не вкладываться, не тратить средства», — рассказал Иван Круглый.

«Кадровые» проблемы

Культура общения водителей также одна из проблемных «точек» в транспортной сфере. Основная причина неблагополучной ситуации, уверены власти, в остром кадровом дефиците. Председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко считает, что проблема кроется в том, что из-за дефицита достаточной квалифицированной рабочей силы в сферу приходят люди, не совсем компетентные и не всегда обладающие соответствующими навыками.

«Из-за этого у наших граждан появляются дополнительные сложности, трудности при оказании услуг. Это касается не только такси, это касается и автобусов, и других видов транспорта, где приходится в силу различных обстоятельств использовать труд в том числе иностранного персонала», — рассказал Вячеслав Тимченко.

По словам представителей власти, «кадровый голод» в транспортной сфере создался, в том числе, из-за сложной работы, по словам персонала, и «серых» зарплат.

Работать «по-белому»

Уход от серых и черных схем в работе транспорта сегодня одна из основных задач государства, заявили сразу несколько участников совещания.

«С точки зрения потребителя важно то, что сейчас называется красивым словом "детенизация", или обеление рынка. То есть необходимость присутствия на нем только добросовестных, в установленном порядке выбранных участников, которые обеспечивают то самое необходимое, надлежащее качество услуг», – сказала Яна Склярова, замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

По словам Скляровой, в муниципалитетах конкурсы на определение перевозчиков контролируются антимонопольной службой. Но с другой, есть совершенно серый рынок перевозок, который существует вне его.

«Это некие транспортные средства, которые готовы для вас и только сейчас продублировать рейсы маршрутки в аэропорт. Этот бизнес так или иначе существует, работа с ним ведется. Но в регионах эта проблема еще более существенна», — рассказывает Склярова.

При этом она подчеркнула, что у этой «медали» есть две стороны. Одна из них — недобросовестные водители оттягивают пассажиров у легальных перевозчиков, предоставляя услуги сомнительного качества. Но с другой, порой они появляются не от хорошей жизни.

Борьба с «серым» рынком сейчас как никогда актуальна. Между тем основная проблема такой деятельности, помимо услуг сомнительного качества, — сокрытие выручки либо нарушения кассовой дисциплины, ведь в пассажироперевозках фигурирует значительная доля наличных средств. Существуют и такие перевозчики, которые в целом принимают оплату только наличными. Такая «схема» позволяет уходить от налогов. В ФНС видят несколько вариантов решения. Например, обязательное оснащение транспорта платежными терминалами. Второй вариант — практика использования брутто-контрактов, когда билетная выручка поступает в распоряжение заказчика, автобусы оснащены кассовой техникой, а оплата идет за фактически выполненный объем работ в виде числа поездок по маршруту с соблюдением графика.

В ходе совещания были озвучены и другие проблемы, касающиеся сферы пассажироперевозок. Виктор Зобнев в ходе обсуждения неоднократно подчеркивал, что важно понять с учетом оценок участников рынка, какие законодательные шаги необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию в сфере транспортного обслуживания и в конечном итоге защитить права граждан.

Участники совещания при этом отметили, что любое новое регулирование должно вводиться продуманно и аккуратно. Поскольку нередко весь груз новшеств ложится как раз на добросовестных участников. Именно они, как сказала Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, берут на себя все затраты, ответственность за рост стоимости услуг.

«А недобросовестные просто поднимают тариф вслед за нами», — резюмировала она.

Читайте также:

В Барнауле провели круглый стол по вопросам безопасности дорожного движения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру