О пандемии, QR-кодах и вакцинации
Ожидаемо одним из волнующих население вопросов стало введение QR-кодов. Начиная свою речь, Виктор Томенко отметил, с коронавирусом регион живет около двух лет, и за это время он нанес непоправимый ущерб сразу по нескольким направлениям, особенно здоровью людей. Те, кто переболел, до сих пор жалуются на осложнения. Количество умерших в регионе также «взмыло» вверх. В некоторые периоды оно превышал привычные показатели на 30-50% процентов.
– Что делать? Ничего нового не придумано. Необходимо вырабатывать коллективный иммунитет. Нужно, чтобы были привиты от коронавируса 80-90% взрослого населения. Сейчас вакцинированы чуть более 800 тысяч человек. Для достижения коллективного иммунитета эта цифра должна составить 1,6 млн привитых, – сказал Томенко.
Если придерживаться таких темпов вакцинации, коллективный иммунитет в регионе выработается только через четыре-пять месяцев, предположил губернатор края, и «это время нужно как-то прожить».
– Сегодня 1 млн непривитых жителей края запрещён доступ в некоторые места. Их возмущению нет предела. Мы это слышим и относимся с уважением. Но звучат позиции, что это сегрегация, нарушение Конституции страны. Что можно на это сказать? Приходится эти меры принимать, решая более важные задачи: сохранять жизнь и здоровье людей. Это меры временные, но вынужденные. Как только ситуация станет лучше, мы будем их отменять. Ничего приятного в принятии такого рода решений нет, – пояснил глава региона.
Томенко добавил, что по-хорошему стоило бы ввести QR-коды в общественном транспорте. Однако власти пока не могут позволить себе пойти на полный комплекс мер, уж слишком непредсказуемые будут последствия. Но даже такие ограничения тормозят распространение инфекции и стимулируют население вакцинироваться. Только за последний месяц темпы вакцинации увеличились примерно в три-четыре раза, отметил Томенко.
О запрете на продажу «домашнего мяса»
Не менее «острой» темой стал недавно введенный запрет на продажу мяса скота, забитого на частных подворьях. В ходе прямой линии к губернатору региона с просьбой отменить нововведение обратились сразу несколько сельчан. Виктор Томенко признал, что тема вызвала общественный резонанс, недовольство и затронула интересы перекупщиков и продавцов мяса. Однако эта мера вынужденная – техрегламент Таможенного союза утвержден еще в 2014 году, и он не предусматривает подворового убоя скота, объяснил Томенко.
– Вопрос для нас не новый. Однако тянуть дальше у нас нет возможности, иначе – можно получить большие проблемы, вплоть до пандемии среди животных. В разных регионах по-разному справлялись с ситуацией, мы в числе последних, у кого этот убой сохранился, – нашли лазеечку в правилах. Они были отменены. У нас не осталось никаких правовых зацепок, – пояснил губернатор.
Виктор Томенко напомнил, что в регионе, и в целом по стране, есть проблемы с распространением африканской чумы свиней, ящура. Все это накладывает ограничения на работу сельхозпроизводителей. Поэтому, по словам губернатора, «бесконечно это продолжаться не могло» и решение принято.
– Уверен, что спрос и количество боен будут расти. Не так много районов, где их нет. При этом не исключаю, что это потребует дополнительных средств. В результате может подорожать продукт (примерно на 10%), но и то этот вопрос надо посмотреть. Мы уже видим, что на этом ажиотаже цены «заходили», но уверен, что ситуация быстро успокоится, – заверил Томенко.
Глава региона также пообещал, что власти помогут тем, кто будет развивать бойни. В том числе – грантами и субсидиями.
О ситуации с отопительным сезоном в Яровом
В ходе «прямой линии» к губернатору региона обратились жители Ярового, который не первый год «славится» проблемами с отопительным сезоном. Они попросили помочь администрацию края в реконструкции местной ТЭЦ, а также оказать содействие в обеспечении ее качественным углем.
Отвечая на вопрос, Томенко вспомнил, что с ТЭЦ в Яровом случались некоторые «метаморфозы», когда она переходила из одних руки в другие, поэтому «разруливать» ситуацию приходилось региональным властям.
Сейчас к управлением ТЭЦ подключили специалистов СГК и «Алтайкрайэнерго». Но, тем не менее, техплана на будущее, о том, как именно будет устроена система отопления города, нет, признал губернатор.
– Ситуация такова, что денег, которые станция получает, не хватает на все затраты: уголь, зарплату и ремонт. В итоге краевой бюджет вынужден выделять ежегодно по 250 млн руб. Другим же мы не платим за то, что они просто работают, – подметил губернатор.
Определенное решение по Яровому власти должны вынести уже в следующем году. Сейчас отопительный сезон в городе находится на контроле в ежечасном режиме.
О дефиците угля в ряде районов
Другой остро стоящей перед жителями региона темой стал дефицит угля в ряде муниципалитетов края. Так, жители Змеиногорского района в обращении к губернатору пожаловались, что топливо в районе купить попросту невозможно.
Томенко отметил, что в 2021 году резко подорожал уголь, поэтому угледобывающим предприятиям «стало интереснее» продавать его за границу.
– Вопрос этот на законодательном уровне пока не отрегулирован. По сути, мы сейчас бегаем за поставщиками и уговариваем их в принципе поставить нам уголь. В сентябре-октябре мы покувыркались, к ноябрю стало получше, но в некоторых районах все равно тяжело. Поставки угля мы подтянули, но справиться с ценой пока не можем. Возможно, она немного отскочит назад, не могу давать прогнозы. Скорее всего, это новая реальность, которую придется принять. Будем со своей стороны подстраивать какие-то меры поддержки, – отметил губернатор.
О трудностях с транспортом и дефиците топлива
Жители сразу нескольких районов края пожаловались губернатору на трудности с общественным транспортом. Губернатор, комментируя это, отметил, что пару десятков лет назад в крае было 330-350 маршрутов, однако потом «то перевозчики уходили, то жители покидали села». Все это привело к тому, что количество маршрутов уменьшилось вдвое.
– Нужно находить какой-то компромисс и для тех, кто возит, и для тех, кому нужно уехать. В бюджете региона выделили 500 млн рублей на закупку нового транспорта. Уже приобрели около 200 единиц, поставка заканчивается. Ряд районов, около 50, захотели его получить, – отметил губернатор.
Еще одна проблема края – газицификация и доступ к голубому топливу. По словам главы региона, в крае газифицировано всего 125 населенных пунктов, там пользуются голубым топливом всего 70 тысяч домовладений. Такое же количество не имеет доступа к газу – в основном из-за отсутствия коммуникаций.
– Сегодня в газифицированных сёлах предстоит подключить порядка 73 тысяч домовладений. Мы с «Газпромом» подписали соглашение, по нему за пять лет на газификацию края потратят больше, чем в любом другом регионе – 60 млрд рублей. Газ пойдёт от Ребрихи в Славгород и Рубцовск. Проложат 600 км магистрального газопровода и ещё 400 км отводов, – заверил Томенко.
О росте цен на продукты питания
В регионе действительно «взмыла» вверх стоимость продуктов питания, однако это общероссийская тенденция, уверен губернатор. Нарушений со стороны антимонопольного законодательства нет, поэтому повлиять на цены власти региона не в силах.
– Все началось с мирового неурожая, дефицитов, инфляционных процессов, огромные компенсации оказали влияние в том числе. В результате это докатилось и до нас. По большому счёту, отвечать нам на ситуацию с ценами на продукты нечем, кроме как заниматься ростом доходов. Это и единовременные выплаты, и рост зарплаты, и меры социальной поддержки, – сказал Томенко.
Вместе с тем он добавил, что цены на продукты в Алтайском крае даже ниже, чем в других регионах страны.
Кроме этого в ходе прямой линии поднималась тема подорожания стройматериалов (а отсюда – заморозка строительства многих соцобъектов), дефицита питьевой воды в ряде районов края, очереди на предоставление жилья детям-сиротам, строительство сельских ДК, ветеранской миграции и другие.
Всего губернатору региона задали 4 349 вопросов, все из них разойдутся по ведомствам или муниципалитетам. Автору каждого обращения пообещали дать ответ. Виктор Томенко признался, что новый формат общения пришёлся ему по душе. Однако прямая линия – только одна из форм обсуждения вопросов, и решить все проблемы за 2,5 часа невозможно. – Думаю, что такой формат общения можно проводить, конечно, не каждый месяц и квартал, но чаще, чем раз в год, – подытожил глава региона.