Разборки из 2005 года
О задержании бизнесмена из Барнаула Артема Бакурова по подозрению в убийстве, совершенном в 2005 году, стало известно осенью 2024 года. Тогда же появилась информация, что его заключили под стражу. В начале апреля 2025 года в региональном СК объявили о завершении расследования уголовного дела. По данным следствия, в прошлом Бакуров и его компаньон занимались бизнесом в сфере приема черного металла в селе Топчиха Алтайского края. В 2005 году бизнесмены узнали, что на той же территории аналогичный бизнес открыл 58-летний житель Барнаула. Следствие считает, что тогда напарники задумали «убрать» с дороги конкурента. Они склонили к преступлению и подкупили знакомого, у которого были связи в криминальных кругах.
Как сообщал СУ СКР по Алтайскому краю, все произошло утром 17 июля 2005 года. Злоумышленники подъехали на автомобиле к гаражу потерпевшего на улице Папанинцев в Барнауле, где, согласно распределенным ролям, убили предпринимателя, несколько раз в него прицельно выстрелив. Затем они скрылись.
Убийство длительное время оставалось нераскрытым, но следователи продолжали работу. Спустя 20 лет у правоохранителей появилась информация, которая имела доказательственное значение. Вероятно, речь идет о том, что сын убитого предпринимателя установил свидетеля преступления и сообщил об этом в правоохранительные органы.
В октябре 2024 года производство по делу возобновили. Тогда же Артема Бакурова задержали и предъявили обвинение в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений, по найму ( п.п. «ж, з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). В отношении предполагаемых соучастников Бакурова уголовные дела выделили в отдельное производство.
Четверо на стороне одного
Перед заседанием в коридоре собралось около 10 человек — тех, кто пришел поддержать обвиняемого. Здесь был старший сын (всего у Бакурова четверо детей, младшему — два года), а также родители, друзья и другие члены семьи бизнесмена. Кто-то зашел в зал суда и находился там на протяжении почти двух часов, другие же остались в коридоре. Присутствующим не позволили обменяться с обвиняемым даже парой слов — он лишь встретил близких улыбкой и время от времени общался с ним жестами из-за стекла «аквариума».
Защищать Артема Бакурова планировали сразу четыре адвоката. Также в зале помимо защитников, гособвинителя и судьи присутствовал представитель потерпевшего. Прежде чем начать, судья объявила, что один из защитников отведен от участия в процессе и может присутствовать в зале только в качестве слушателя.
Тот, о ком шла речь — адвокат Павел Полховцев — уже расположился рядом с коллегами и заявил, что 12 апреля он и обвиняемый заключили дополнительное соглашение, поэтому он явился 14 апреля защищать своего доверителя. Зачем Бакурову понадобилась столь мощная защита сразу четырех адвокатов, причем достаточно известных, пока не совсем ясно. Остается надеяться, что это прояснится в процессе судебного следствия, которое, судя по всему, обещает быть как минимум драматичным.
Полховцев не собирался так просто сдаваться. 14 апреля он намеревался предоставить ордер и обозначить свои права о защите Бакурова. Сторона обвинения возразила по поводу участия четвертого адвоката в процессе, аргументировав это тем, что, якобы, позиция обвиняемого противоречит позиции Полховцева. Представитель потерпевшего поддержал прокурора и добавил, что в материалах дела есть документы, подтверждающие слова стороны обвинения.
«У нас позиции не было. Я возражаю и полагаю, что нет оснований для отвода меня от защиты Бакурова, потому что имеется соглашение, если есть у суда сомнения, можете запросить официально, мы вам предоставим», — заявил Полховцев.
«Ходатайство (гособвинителя — прим. ред.) совершенно необоснованное, не совсем понятно, о какой позиции адвоката Полховцева идет речь, на каком листе дела, какой датой она датирована. Более того, у нас не предусматривается выражение самостоятельной позиции адвоката по уголовному делу. Адвокат лишь участвует в процессуальных действиях в рамках предварительного следствия с участием подзащитного, может ходатайствовать, делать замечания на процессуальные действия, но не может высказывать самостоятельную позицию. Он не является тем лицом, который вправе высказывать отношение к предъявленному обвинению. В данном случае у нас на протяжении всего следствия позиция подзащитного — 51-ая статья. Соответственно, о какой позиции нашего подзащитного и противоречии с нашей позицией или позицией адвоката Полховцева идет речь, если сам подзащитный показания не давал. Чтобы сопоставить противоречия, нужно хотя бы иметь эти показания, но их вообще нет. Полагаю ходатайство необоснованным и несостоятельным и прошу отказать», — поддержала коллегу адвокат Елена Фогель.
Мнение Полховцева и Фогель разделили еще два адвоката обвиняемого, добавив, что в позиции гособвинителя нет мотивировки.
После этого судья внесла некоторую ясность. Она отметила, что на этапе следствия следователь вынес постановление об отводе Полховцева от защиты Бакурова. Это, судя по ответу адвоката, связано с тем, что в 2006 году Полховцев представлял интересы одного из свидетелей по делу, которое было возбуждено в связи с розыском некоего фигуранта, а также участвовал в допросе этого свидетеля. В дальнейшем это дело было приостановлено и возобновлено в 2009 году.
«Артем Валериевич об этом знает. Я хочу пояснить суду, что этот эпизод, о котором я говорю, не подходит под формулировку, которая была предоставлена следователем, что какие-либо интересы пересекаются с интересами тех лиц, которые сейчас обвиняемые. Данное дело, о котором я сейчас сообщаю, дело 2006 года, не связано с данным уголовным делом. Во-вторых, данное уголовное дело не было ни выделено, ни приобщено к материалам этого дела. Поэтому оснований говорить о том, что в позициях одного (свидетеля из дела 2006 года — прим. ред.) и позициях другого, то есть Бакурова, есть какие-либо противоречия, нет. Никаких показаний на сегодняшний день Бакуров не дает. 12 апреля я заключил с ним дополнительное соглашение о представлении его интересов в Центральном районном суде », — заявил Полховцев.
После этого суд удалился в совещательную комнату. Во время перерыва все четыре адвоката достаточно эмоционально о чем-то переговаривались с подзащитным и между собой. Спустя несколько минут судья вернулась в зал и зачитала постановление об отводе адвоката Полховцева от защиты Бакурова. После этого он занял место рядом со слушателями. Таким образом, на стороне защиты обвиняемого в убийстве бизнесмена остались три адвоката.

Просили домашний арест
После этого судья поставил вопрос о продлении срока содержания Бакурова под стражей. Гособвинитель и представитель потерпевшего просили председательствующего продлить обвиняемому арест в СИЗО на время всего судебного следствия. Адвокаты возражали, аргументируя тем, что тяжесть вменяемого Бакурову преступления не может сама по себе быть поводом для содержания фигуранта в следственном изоляторе. Кроме того, защитники указывали, что суд мог бы рассмотреть возможность избрания Бакурову меры пресечения в виде домашнего ареста по месту жительства (квартира находится в собственности обвиняемого). Также, по словам защитников, доводы, что Бакуров вне следственного изолятора может как-то оказать давление на свидетелей и угрожать им, не обоснованы. Кроме того, адвокаты указывали, что Бакуров имеет только положительные характеристики, а его виновность на данный момент не доказана.
Сам Артем Бакуров, который провел в СИЗО уже около шести месяцев, также возразил стороне обвинения и попросил суд смягчить меру пресечения. Кроме того, фигурант довольно прямо и эмоционально высказался о выдвинутом обвинении.
«Ваша честь, я считаю, что мне предъявлено ложное обвинение. В материалах дела я не увидел доказательств своей вины. Я уверен, что суд разберется во всем. Я нахожусь в СИЗО уже почти шесть месяцев. Следователь утверждал, что я могу оказать давление и угрожать жизни свидетелей. В материалах дела я увидел какой-то фарс свидетелей о вещах, которых не было на самом деле, а доказательств того, что я им когда-либо в жизни угрожал или оказывал давление, нет. Поэтому, невозможность обнять своих детей... На мой взгляд, при ложных обвинениях довольно бесчеловечно содержать человека под стражей, есть более мягкие меры пресечения, которые не позволят мне общаться с потерпевшим, свидетелями или кем-то еще. Прошу заменить меру пресечения на более мягкую», — высказался Артем Бакуров.
В итоге суд разделил позицию стороны обвинения и представителя потерпевшего. Артему Бакурову продлили срок содержания под стражей еще на полгода, то есть по 30 сентября включительно.
Следующее судебное заседание назначено на 24 апреля. Вероятно, в этот день в зале Центрального районного суда огласят обвинительное заключение и определят дальнейший порядок судебного следствия.