«Тогда я был молодым»: террорист, сидящий в алтайской колонии, раскаялся в совершенных ошибках

От серого мельтешения мартовской метелицы за окном даже в теплом помещении кажется зябко. А может, такое ощущение возникает от вида сидящего напротив съежившегося таджика Арслана, кутающегося в черно-серую куртку зековской униформы. Худенький, невысокий, с совершенно незапоминающейся внешностью парень. Даже как-то не верится, что перед тобой — осужденный по очень серьезным статьям Уголовного кодекса РФ: за поддержку и участие в деятельности террористической организации и за содействие террористической деятельности.

«Тогда я был молодым»: террорист, сидящий в алтайской колонии, раскаялся в совершенных ошибках
Фото Ивана Сухосыра

Там хорошо, там тетя

Арслан охотно рассказывает о своем детстве. Родился он в городе Ходжамбаз, что в Таджикистане. Когда ему исполнилось два года, родители развелись. Отец уехал к себе на родину, обзавелся новой семьей, а оставленных жену с сыном не навещал. Арслан вживую увидел родного папу уже в двадцатилетнем возрасте. Ну, как вживую…. По видеосвязи.

В общем, воспитывали мальчишку две самые близкие ему женщины — мама и тетя. Когда он уже учился в десятом классе, мама вышла замуж и уехала с новым мужем в Турцию. Подросток остался на попечении тетушки. «Когда мама уезжала, то плакала, просила, чтобы я приехал к ней», — рассказывает Арслан.

Признается: ему нравилось на родине. Ведь там все его знакомые и родственники жили. Но когда он закончил школу, то оказался перед выбором: или идти служить в армию Республики Таджикистан, или отправиться в Россию на заработки. Идти в армию на целых два года очень не хотелось. К тому же он мечтал, что сможет построить хороший дом и жениться. Для этого нужны были деньги. За ними-то молодой таджик и отправился в далекую Москву.

«Однушка» на шесть человек

В богатой (как казалось всем его родственникам и друзьям) российской столице ему пришлось несладко. Работал «на подхвате» в магазине популярной торговой сети. Зарплата по московским меркам маленькая — всего 28 тысяч рублей. Но непривередливому молодому человеку из весьма небогатой страны удавалось даже часть зарабатываемых денег отправлять на родину. На себя оставались копейки.

Жил поначалу в однокомнатной квартире, где вместе с ним находили приют еще пять-шесть земляков. Соседи по жилплощади постоянно менялись. Вскоре и он сам съехал, так как ему предложили работу в Подмосковье — охранять дачи. В деньгах особо не выиграл, платили всего на две тысячи больше, а через какое-то время вообще плату стали задерживать.

После очередной денежной задержки, продлившейся полгода, Арслан вернулся в Москву. Работал то там, то сям разнорабочим. Средств на жизнь, по его словам, не хватало, переводить в Таджикистан стало нечего. Даже с тетей прервал связь, потому что женщина просила присылать деньги, а их у него попросту не было.

«Будет бронежилет и автомат»

В Москве произошла встреча с человеком, который, как утверждает Арслан, познакомил его с идеями воюющего против правительства Сирии «Батальона единобожия и джихада» (организация «Катиба Таухид валь-Джихад» признана в России террористической и запрещена).

«Я смотрел видео в интернете. Показывали, что эти люди защищают свою землю, истинную веру, хотят свободу своей стране. Это казалось мне справедливым», — рассказывает осужденный.

Под некоторыми видео он ставил лайки и оставлял комментарий. С несколькими пользователями вступал в переписку. Они писали, что воюют за свою Родину и за веру. Через какое-то время стали предлагать, чтобы он приехал в Сирию, своими глазами увидел, что происходит в этой стране, и помог бы в их борьбе.

«Они писали: “Приезжай! И бронежилет тебе будет, и автомат”. Я ответил отказом, что просто смотрел эти видео без мыслей ехать в Сирию, — утверждает Арслан. — Я не понимал, что переписка с этими людьми — преступление. Не знал, что эта организации в России считается террористической и запрещена. Об этом я узнал, когда меня поймали в Москве в аэропорту и прочитали в моем телефоне переписку, которая там осталась.

По указке «Абдул Азиза»

События в московском аэропорту «Внуково» открыли новую и весьма печальную страницу его жизни. По словам самого Арслана, он собирался лететь в Стамбул к маме. До этого он уже несколько раз пытался сделать это, но никак не получалось. И вот повезло: прямо в аэропорту взял билет… Но и на этот раз улететь не смог.

«Меня стали проверять, обнаружили в телефоне запрещенные сайты (я их не удалил) и переписку. Я испугался, не понимал, что происходит. А потом мне сказали, что я обвиняюсь в том, что через Турцию хочу добраться до Сирии и там вступить в ряды террористов. Я с трудом понимал, в чем меня обвиняют, и просто подписывал все те бумаги, которые мне давали», — рассказывает собеседник.

Однако, согласно материалам его уголовного дела, обстоятельства задержания Арслана А. были вполне основательными. В сохранившейся в его мобильном телефоне переписке с участниками международной террористической организации пользователь под именем Абдул Азиз давал ему указания по поводу определенных действий. В частности, по требованию этого человека, Арслан приобрел микрофон для записи пропагандистских видеороликов, наручные часы для передачи их членам террористической организации. О покупке этих вещей, которые, кстати, были обнаружены в его багаже, он письменно докладывал Абдул Азизу. Также, как и о своем прибытии в аэропорт «Внуково», и о прохождении паспортного контроля.

Кроме того при прохождении пограничного контроля выяснилось, что Арслан имел при себе 800 долларов США, которые, как затем установило следствие, предназначались для покупки оружия и обмундирования, необходимых для участия в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики.

Нашлись и свидетели из числа земляков-таджиков, с которыми Арслан проживал в Москве и Подмосковье и которые подтвердили, что в разговорах он одобрял действия террористов и высказывал желание ехать в САР, чтобы «сражаться с неверными».

Мечтает о доме и семье

По приговору 2-го Западного окружного военного суда незадачливый Арслан, помышлявший о судьбе воина джихада, получил 10 лет лишения свободы. Три года из этого срока он, согласно решению суда, провел в тюрьме, а оставшуюся часть ему предстоит отбывать в колонии строгого режима. Сейчас ему 22 года. На свободу выйдет через шесть лет, то есть «мужчиной в полном расцвете сил», как говорил герой известного детского мультфильма.

В колонии работает в ремонтно-строительной бригаде. Навык есть, в Москве его нарабатывал. Читает книги, говорит, что старается узнать больше полезного для себя. Мечтает, что, освободившись, сможет научиться хорошей профессии. Ну и не забывает свою главную мечту — построить дом в Таджикистане и жениться.

«Еще хочу съездить к маме, встретиться с отцом. Он и его родственники зовут к себе, говорят, что помогут, — говорит Арслан. — Мама очень переживала, когда узнала, что со мной произошло. Она хотела приехать ко мне, когда я еще во Владимире был (в тюрьме Владимирский централ — прим. ред.). В новых семьях и у матери и у отца есть дети. У матери один сын, а у отца даже точно не знаю сколько».

О себе самом он говорит как будто о другом человеке из прошедшего времени: «Когда я был молодым, то даже не понимал, к чему могут привести мои поступки. Что те или иные действия запрещены, что за них наказание. Но теперь-то буду знать и понимать, что за каждое слово или действие нужно отвечать. И прежде чем что-то сделать, нужно узнать, насколько это законно. Любой человек, который заходит в интернет, может попасть на «не ту» страницу. И по незнанию может оказаться причастным к незаконным действиям. Тысячу раз стоит подумать, прежде чем что-то написать или поставить лайк… Сейчас я смирился со своим положением. И мне стало легче. Теперь я просто жду окончания срока, чтобы вернуться к родным людям».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру