Продолжение истории алтайского бизнесмена, на которого завели уголовное дело по взятке

Нас давят чиновники

Процессуальные огрехи, фиктивные доказательства и очевидная заинтересованность чиновников — так рассказывает о своем уголовном деле алтайский бизнесмен, глава компании «Строй-Мастер» Александр Трепаков. Его версию происходящего мы опубликовали в прошлом номере «Московского комсомольца на Алтае». Но уголовное дело — лишь верхушка айсберга. Обвиняемый во взятке в 40 тысяч рублей предприниматель уверен: его пытаются потопить чиновники и должностные лица коммунально-строительного блока.

Нас давят чиновники

Суд за дело?

Александра Трепакова обвиняют в даче взятки в 40 тысяч рублей должностному лицу Госинспекции Алтайского края Сергею Вернигоре (ч. 3 ст. 291 УК РФ). Вернигору осудили еще в 2018 году по нескольким эпизодам мздоимства. В деле фигурирует и якобы «конвертик» от «Строй-Мастера». Мы говорим «якобы», потому что Трепаков уверяет и подтверждает это, представляя документальные доказательства, что никогда и ничего Вернигоре не давал.

Весь абсурд ситуации в том, что самого Александра Трепакова мало того что никто не спросил (его показания не брали даже после письменных обращений), так у него отказались принять любые документы, которыми он мог бы себя защитить.

Александр Трепаков, директор ООО «Строй-Мастер».

Зато в деле были документы, которые он называет сфальсифицированными. В том числе и несуществующий акт проверки газового объекта с несуществующими нарушениями по итогам проверки, которой по закону и быть не должно. Кроме того, Арбитражный суд и проведенные в 2017 году экспертизы подтверждают, что в деле нет замечаний, которые он якобы хотел скрыть за взятку.

Чьи уши торчат

Бизнесмен заявляет, что все это взяточное дело появилось только для одной цели — убрать компанию «Строй-Мастер» с денежного рынка госзаказа в сфере инженерных коммуникаций.

— Мы занимаемся строительством газовых, водопроводных и тепловых сетей уже более десяти лет. Одними из первых в регионе стали участвовать в госзаказе, входим в пятерку крупных участников, имеем множество краевых и федеральных наград. Наш парк техники превышает 100 единиц, у нас работают специалисты с уникальным опытом. Все эти годы мы качественно и в срок строим так необходимые краю инженерные объекты. Но чиновники нас рассматривают только как конкурентов, которые стоят на пути их личного обогащения, — говорит собеседник.

Александр Трепаков уверен: в фальсификации дела против него замешаны работники АКГУП «Алтайские инженерные системы», инспекторы Госинспекции, Ростехнадзора и чиновники краевого Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (до 2017 года — Главного управления). Он заявляет, что они занимаются вымогательством, создают препоны для независимых компаний и работают по давно выстроенной коррупционной мошеннической схеме.

Главное – плати

Сфера госзаказа всегда привлекала множество желающих легкого заработка. Но с 2014 года все сомнительные дорожки стали вести к чиновникам, которые с приходом нового начальника в управление строительства края, по словам Трепакова, начали забирать рынок под полный контроль.

— Тогда очень активными были несколько компаний, «дивиденды» от которых, предположительно, получало в то время руководство строительного блока краевой власти — Андрей Голубцов и Станислав Набоко. Неудивительно, что компаниям отдавали почти все хорошие заказы, а те, кто вставал у них на пути, получали «черные метки», — говорит Трепаков.

И добавляет: для закрепления своих позиций, взаимодействия со своими и чужими организациями, чиновники и создали уже упомянутые «Алтайские инженерные системы». Предприятие прописывало такие условия, что независимым подрядчикам было невозможно сдать объект без проблем. Зато работу аффилированных принимали, закрывая глаза на недостатки и срывы сроков, заявляет собеседник.

Бизнесмен признается: ему в свое время тоже напрямую предложили за откат в 6% забирать все более-менее серьезные контракты, а не сражаться с ветряными мельницами. Отказ от предложения был равносилен самоубийству. Он отказался. И потерял около 80% контрактов.

— Согласись я тогда на предложение чиновников, жил бы комфортно, но стал бы преступником. Приняв единственное законное решение, стал врагом системы, которая сейчас любыми путями пытается сожрать. Вот и думаешь, как дальше работать в регионе, в котором родился и вырос, — подчеркнул бизнесмен.

Сколько можно это терпеть

Жаловаться на судьбу алтайские бизнесмены не привыкли. Но в какой-то момент терпение лопнуло не только у «Строй-Мастера», но и у ряда других компаний, которые обратились к главе региона Александру Карлину и представителю президента с просьбой разобраться с укрупненными лотами.

Практику объединенных объектов в одну закупку, чтобы минимизировать участие неугодных подрядчиков в освоении бюджетных денег, говорит собеседник, ввели еще в 2015 году. Например, включали 10-15 объектов в один лот и выставляли условия под конкретного исполнителя. По словам Трепакова, по критериям почти всегда подходила только одна компания в Алтайском крае — ОА «Газпром газораспределение Барнаул». Что исключало всякую конкуренцию и, соответственно, экономию бюджетных средств за счет возможного снижения цены. В то же время на место директора этой компании назначили руководителя «Алтайских инженерных систем», о которых говорилось выше (и это многое объясняет).

Любопытно, что на тот момент газоснабжением края заведовал чиновник Минстроя Игорь Хроменков, который в то же время официально являлся членом совета директоров «Газпром газораспределения Барнаул». Но ведь это прямое нарушение закона.

Бизнесмен уверен, что все это было направлено на создание «Единого генподрядчика», контролирующего и концентрирующего денежные потоки чиновников. Недовольные таким подходом становились вне закона.

В 2016 году сын Александра Трепакова Роман, будучи депутатом Алтайского краевого Заксобрания от «Единой России», открыто заявил, что укрупненные лоты – это коррупция. После долгих споров и скандалов чиновникам запретили проводить такие конкурсы, причем сразу на уровне Правительства РФ (где это направление в Госзаказе назвали самым коррупционным).

Очень много вопросов тогда задавали и другие депутаты АКЗС: откуда столько жалоб от малых и средних компаний на невозможность участия в торгах по строительству газовых сетей и дорог и поставкам угля для муниципальных нужд?

На фоне этого и еще нескольких скандалов Станислав Набоко в 2016 году ушел в отставку. Вот только ситуация лучше не стала.

Например, именно тогда ввели практику заключения прямых контрактов на строительство без объявления конкурса (для этого просто вводили режим ЧС на нужной территории). По словам Трепакова, компании с покровительством руководства строительного блока получили таким способом миллиарды.

Газораспределительная система.

Завалили исками

Почти одновременно с указанными событиями администрации Ребрихинского, Завьяловского, Советского и еще нескольких районов направили против «Строй-Мастера» иски, инициированные Минстроем, как «обратка» за сопротивление и отказ от сотрудничества. Якобы из-за нарушений при строительстве объектов.

Например, незадолго до запуска объекта водоснабжения в Ребрихе администрация по требованию чиновников попыталась расторгнуть контракт. Тяжбы длились три года. Суд не просто не подтвердил несостоятельность обвинений, но и с помощью серии экспертиз установил: заказчик передал подрядчику дефектный проект. То есть администрация еще осталась виновата, понесла существенные издержки и… потеряла построенный за 42 млн рублей объект. Он так и не был принят на баланс и несколько лет простоял бесхозным, без охраны, оборудование и запорную арматуру буквально разворовали. Люди лишились возможности получить чистую воду при построенном еще в 2015 году водопроводе.

Еще одна история — из Первомайского района, где компания в честной борьбе, подчеркивает Трепаков, выиграла крупный контракт по строительству газовых объектов. И в этот раз в проекте обнаружилось несколько серьезных недостатков. На переделку у заказчика ушло время. Объект возвели в срок, а вот рекультивацию территории провести до снега не успели. Тогда уже Минстрой попытался расторгнуть контракт. Вопрос был настолько принципиальным, что власти готовы были спустить в трубу 70 млн рублей (ведь новый подрядчик не имел права доделывать чужой объект, пришлось бы еще раз выделять бюджетные деньги и буквально прокладывать новую трубу рядом). Но снова не вышло: суд постановил, что все претензии ведомства не обоснованы. А заложниками указанных недобросовестных действий чиновников снова стали простые люди.

В споре с чиновниками на сторону компании встало и УФАС, которое искало да не нашло нарушения в работе компании по просьбе руководства Главстроя. И саморегулируемая организация «Алтайские строители», проверка которой не подтвердила ни одного «факта». Более того, оба этих ведомства выявили незаконность в действиях именно Минстроя, указав им на это документально.

В доказательство своей невиновности Александр Трепаков собрал кипу документов и очень рассчитывает, что суд Центрального района Барнаула помнит, что главный принцип служителей Фемиды – сохранять объективность и беспристрастность, проводить полноценное исследование всех доказательств и обстоятельств, а не идти на поводу у нечистых на руку чиновников. Тем более что один из них — Андрей Голубцов — сам сейчас на скамье подсудимых. Его обвиняют в получении взятки от руководителя частной компании, занимающейся строительством коммуникаций для водоснабжения и газоотведения. Совпадение ли это или подтверждение слов Александра Трепакова?

Читайте также: Алтайский бизнесмен заявляет о фальсификации дела о взятке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 15 июля 2020

Заголовок в газете: Нас давят чиновники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру