Как без отопления и с дырявой крышей выживают жильцы барнаульского барака

Реально страшно

Жители барнаульского поселка Осипенко не боятся коронавируса, они думают, как бы выжить в нечеловеческих условиях. Дом на улице Строительная, 2 семь лет назад был признан аварийным, то есть непригодным для проживания. Все эти годы городские власти «кормят завтраками» его обитателей, передвигая сроки переселения. Журналист «МК на Алтае» побывала в страшном бараке, который, как кажется, может развалиться в любую минуту.

Реально страшно
фото Анны Камаловой

На пороге меня встречает Светлана Дроздова. Перед приходом журналиста женщина решила смести штукатурку, которая постоянно сыпется с потолка.

- Ой, вы здесь не стойте, видите, - показывает она вверх, - прогнило все, вдруг отвалится.

На потолке огромное мокрое пятно, которое образовалось от воды, просочившейся с крыши после таяния снега.

- После того как про нас в СМИ написали, пришел дворник из управляющей компании, снег скидал с крыши, правда частично, там куда добраться смог. Нас вот в комментариях в соцсетях упрекали, мол, какие фифы, сами кровлю почистить не могут. После того, как сосед провалился с лопатой в чужую квартиру, никто не рискует туда лезть. Опасно, - объясняет женщина.

Постепенно к нам подтягиваются остальные жильцы. Юлия Чекренева и ее отец 16 лет назад получили здесь квартиру, как сотрудники ЖЭУ. Временно. Папе уже за 80 лет. Он Ветеран труда, имеет статус «Дети войны».

- Мы в цокольном этаже живем. Из-за постоянной сырости по стенам грибок, плесень. Каких только насекомых у нас нет. Прошлой осенью дымоход сломался, печку топить нельзя. Всю зиму на обогревателях, но они не очень-то спасают, так как окна перекосило и в них щели. Папа больной совсем, ему нельзя в таких условиях проживать, - перечисляет Юлия многочисленные проблемы.

У жильцов сверху - свои беды. Из-за дырявой кровли в дождь и оттепель постоянный потоп. Да и полы не в лучшем состоянии, того и глядишь улетишь в цокольный этаж.

- Мне сын вчера звонит в панике. Опять вода с потолка ручьем. Спрашивает: «Что делать?», говорю, - «Тазики ставь, чтобы соседей не затопить». Ему 11 лет, а дома одного боимся оставлять. Мало ли что: потолок обвалится, проводка заискрится, - рассказывает Вячеслав Толчин.

Электропроводка в доме - тема отдельная. Ее не меняли десятилетиями, а не так давно из-за замыкания произошло возгорание в общей кладовке. Благо вовремя заметили и успели потушить пожар.

Вспоминая этот случай, пенсионерка Вера Афанасьевна Шутова улыбается: «Не было бы счастья, да несчастье помогло. Огонь до кровли над моей квартирой дошел, так управляющей компании пришлось в этом месте ее менять. Теперь хоть с потолка не бежит, а так измучалась я».

Жители барака говорят, с тех пор как дом в 2013 году признали аварийным, от них открестились и городская администрация и жилищные организации, которые здесь менялись с завидной регулярностью. И хотя они исправно платят УК за текущие содержание жилья, содержать его приходится самим.

- Сначала нам приходили отписки, что расселение запланировано на 2022-23 годы, потом - на 2023-24, теперь говорят, что до конца срока программы, а это 2025 год, возможно переселят. Мы терпеливо ждали, но с каждым годом дом ветшает все сильнее. Нам реально страшно здесь жить. Все трещит, отваливается, вываливается, - объясняет Светлана.

Она добавляет, что мэрия предлагала два варианта: переехать в маневренный фонд или снимать жилье, оформив компенсацию за арендную плату. Чиновники их убеждают, что это временная мера, но наученные горьким жизненным опытом, а большинство жильцов стояли в очереди на улучшение жилищных условий еще со времен Союза, они опасаются, что съехав отсюда, так и останутся без собственного угла навсегда. Да и компенсацию, как выяснилось, оформить не так-то просто.

- Мы обращались к риелторам, просили подыскать арендодателей, которые сдают жилье на законных основаниях, ведь подписание официального договора - одно из главных условий. Таковых в Барнауле не нашлось. Да и где гарантия, что хозяева квартиры в любой момент не выставят нас на улицу со всем накопленным годами имуществом, - рассуждают жители дома.

- Нас упрекают, что вместо того, чтобы жаловаться, уже давно сами бы купили себе жилье. Я вот работаю воспитателем в детском саду, сами понимаете, какая у меня заработная плата, у Веры Афанасьевны пенсия 9 тысяч рублей. Что мы можем купить? Нам даже ипотеку с такими доходами не дадут, - разводит руками Светлана.

Отстаивать свои права на нормальные условия проживания обитатели дома на Строительной, 2 намерены в судебном порядке. Они уже подали коллективные иски на городскую администрацию. Разбираться во всех юридических моментах им помогает председатель барнаульской общественной организации «Гражданский патруль» Игорь Берг.

- Наша задача добиться того, чтобы суд обязал городскую администрацию предоставить людям благоустроенное жилье по договору социального найма. Мы намерены доказать, что проживание в этом доме угрожает жизни и здоровью граждан, а такая угроза реально есть. Если будет необходимость через прокурора Барнаула, инициируем судебно-строительную экспертизу, хотя, и без этого понятно, что здание находится в критическом состоянии, - прокомментировал Берг.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру