Подробности о масштабных хищениях на Алтайском шинном комбинате

«Рыбалка началась»

В начале июня Ленинский районный суд Барнаула вынес приговор бывшим сотрудникам «Алтайского шинного комбината». Мужчин и женщин обвинили в участии в организованной преступной группировке, которая по данным следствия в течение нескольких лет совершала кражи готовой продукции. Всего на скамье подсудимых оказалось 37 человек, сумма ущерба — 39 млн рублей. Журналист «МК на Алтае» узнал подробности о массовых хищениях, изучив приговор суда. Документ отпечатан на 800 страницах.

«Рыбалка началась»
фото Алексея Меринова

Итак, с мая 2013 по январь 2015 года на «Алтайском шинном комбинате» происходили масштабные хищения. Судя по показаниям обвиняемых (теперь уже осужденных) и свидетелей, об этом знали, ну или, по крайней мере, догадывались все сотрудники предприятия. Проводимая ежегодно инвентаризация устанавливала крупные недостачи, а в апреле 2014 года, как свидетельствовал начальник службы экономической безопасности, по факту кражи, которая была зафиксирована видеокамерами, даже обращались в правоохранительные органы, но тогда в возбуждении уголовного дела было отказано.

Поставили на поток

На комбинате пропускной режим — по сути, попасть постороннему человеку на территорию, а уж тем более вынести покрышку, должно быть нереально. Тем не менее, груженные ворованной продукцией фуры беспрепятственно выезжали за территорию предприятия.

Схему преступных махинаций подробно изложили осужденные, согласившиеся сотрудничать со следствием. Так из показаний грузчика И. следует, что кражи начались не в 2013, а в апреле 2008 года, по крайней мере, именно тогда ему предложили в них участвовать.

«В конце смены в курилке ко мне подошли Б. (бригадир смены) и К.(грузчик), которые давно работали на предприятии. Они предложили подзаработать, похитив с территории готовую продукцию. Сказали, что договорились с водителем, кладовщиком и контролером. Проблем не будет».

В тот раз им удалось загрузить в автомобиль «левые» автокамеры, не указанные в товарно-транспортной накладной, и машина беспрепятственно покинула территорию. Но возникли проблемы с реализацией продукции. Брать шины без документов не захотел ни один автомагазин. Скупить товар за полцены согласился Н., владелец шиномонтажной мастерской. Он предложил привозить ему в дальнейшем все, что удастся похитить с АШК.

В последствии бизнесмен не только покупал краденное, но и руководил процессом хищения. Организовывал доставку, хранение, сбыт, координировал подельников.

«Н. хотел, чтобы мы для него похищали много продукции, чтобы получать большие деньги. Обещал за это щедро платить. Он все держал под контролем, следил, чтобы никто из участников не пытался сбыть похищенное другому лицу. Лично общался со «старшими» бригад. Периодически мы собирались в кафе, посещали сауны, где распивали спиртные напитки и обсуждали текущие вопросы », — свидетельствует И.

Рассчитывался с участниками группы бизнесмен через «старших» в бригаде. Те в свою очередь делили деньги между грузчиками, кладовщиками и охранниками.

Судя по распечаткам телефонных переговоров, Н. регулярно задерживал выплаты. «Партию сделали, деньги отдай, плюсом за старое. Иначе, говорят, делать больше не будем. Там за старое миллион с чем-то. Сумму нужно сокращать», — возмущается один приближенных к Н.

Сколько получали «старшие», неизвестно. Но судя по то тому, какие машины имели грузчики, доходы были весьма приличные. Так, сам И. «Форд Фокус» и «Лексус РХ350», его подельники Ш. и О., которым в деле отводилась ведущая роль, тоже ездили «Лексусах».

Из показаний свидетеля обвинения: «Все видели, что некоторые грузчики живут явно не на заработную плату, которая составляла 30-35 тысяч рублей. Покупают дорогие машины, С. купил большую квартиру с хорошим ремонтом, а В. каждый год ездил в отпуск в Германию, а потом показывал фотографии, как он отдыхал на широкую ногу».

«Делаем котлету»

О том, как происходила погрузка ворованных изделий, рассказала в показаниях одна из кладовщиц. На комбинат она устроилась в мае 2014 года. С первой бригадой грузчиков, куда ее поставили, она не сработалась. В ней руководил Ш., который постоянно попрекал ее в медленном подсчете загружаемой продукции. В итоге перевели в другую смену.

— Ко мне подошел О. и предложил заработать денег. Я удивилась. Спросила: «Как именно?». Он сказал, что делать практически ничего не придется. Просто нужно стоять под камерами и делать вид, что считаю, когда они будут грузить «левую» продукцию, дать автомобилям выехать с территории и молчать. Он также пояснил, что большинство охранников и контролеров уже в теме, а схема хищений давно отработана, — поясняла следствию кладовщица.

Женщина вспоминает, что поинтересовалась тогда, не попадутся ли они службе безопасности, на что О. ответил, что все будет нормально, в случае чего он сам все решит, и пообещал ей за содействие 25 тысяч рублей с каждой машины.

О том, что большинство сотрудников шинного комбината знали или догадывались о массовых хищениях, можно судить по показаниям свидетелей со стороны обвинения. Так один из грузчиков рассказывал следствию, что С., тот самый, что купил большую квартиру с ремонтом, во время загрузки продукции уводил водителей в сторону, чтобы переговорить с ними, постоянно с кем-то созванивался. Грузчики, которые совершали кражи, держались особняком, уходили в сторону, чтобы о чем-то переговорить. Во время хищений они использовали специальный сленг. Например, «рыбалка началась» — обозначало, что началась кража, «сделали котлету» — своровали, «сделать больше» — украсть побольше.

Из 37 человек лишь 12 получили реальные сроки заключения с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима от 3,8 до 7 лет. Среди них есть и те, кто своей вины не признал ни в ходе следствия, ни на суде. Условным отделались в основном те, кто пошел на сделку со следствием, а также материально ответственные лица - охранники и кладовщики.

Грузчики, не признавшие свой вины, утверждают, что под уголовную статью подвели, всех кто был в бригаде, в том числе и тех, кто не принимал участия в махинациях. На явные не состыковки, указала и первая судья, которая рассматривала дело. Она направляла ходатайство в краевой суд, чтобы вернуть его на доработку следователю. В частности, судья указывала на то, что в ходе расследования не были установлены места, способы, действия каждого обвиняемого при совершении хищений. В указанное время они действительно могли быть на территории комбината, но не участвовать в кражах. Некоторым из осужденных вообще вменяют эпизоды, в период которых они еще не работали в цехе комплектации или не находились на смене. Однако ходатайство не было удовлетворено, вместо этого был назначен другой судья.

Любопытен и тот факт, что дела организаторов ОПГ были вынесены в отдельное судопроизводство. По Н. дело приостановлено в связи с состоянием здоровья, его помощника осудили на три года условно — с учетом того, что он вернул комбинату один миллион рублей и дорогую машину.

Апелляционную жалобу суд рассмотрит 20 сентября. «МК на Алтае» будет следить за ходом процесса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру