Обидно, когда свалившийся «куш» вчерашний детдомовец проматывает в клубах, ресторанах, бездумно угощая внезапно появившихся друзей, покупая дорогую одежду и гаджеты. Но есть истории, когда выпускники даже не успевают воспользоваться своими деньгами, ведь за ними идет настоящая охота.
Мутить доходные темы
Вадим — круглый сирота. Всю жизнь провел в детдоме в одном из райцентров края, поступил в училище на штукатура. В один из летних дней через соцсеть с ним на связь вышел воспитанник его же детдома Павел, который выпустился на год раньше. Как потом установили сотрудники СКР по Алтайскому краю, Павла использовал его знакомый — Олег. Родители Олега умерли, когда ему было три года. Он попал в бийский детдом, окончил школу, сходил в армию. После дембеля органы опеки временно выделили ему комнату в общежитии, где он жил с девушкой и их общим ребенком. Парень нигде не работал, перебивался шабашками на стройках, хотел быстрых и легких денег. В это время он познакомился с Амиром — вращающимся в криминальной среде парнем. Новый знакомый рассказал ему, что можно не работать, а «мутить доходные темы». Одна из таких — отслеживание выпускников детдомов, у которых на счетах скапливалась определенная сумма.
Однажды Олег увидел, как Павел переписывается с кем-то по имени Вадим в соцсети. Он спросил, что это за человек. Товарищ, ничего не подозревая, рассказал о сироте из райцентра, которому скоро исполнится 18 лет. Тогда Олег попросил написать о возможности переезда в Бийск.
Через несколько дней после переписки вместе с Павлом Олег приехал райцентр и сразу взял инициативу разговора на себя. Он рассказал, что сам сирота и прекрасно знает, как тяжело живется детдомовцам. В Бийске он общается с серьезными парнями, может решить любые вопросы и проблемы. Они всегда готовы помочь сиротам: занимают деньги, ищут жилье, могут дать на время автомобиль. Для убедительности поделился историями, как многие сельские парни перебрались в город под его опеку, встали на ноги и сейчас живут хорошо. Наивный юноша поверил этим рассказам, к тому же стояло лето, а значит, свобода от учебы. В тот же вечер он сел к ним в машину, и они поехали в Бийск. Олег забрал его паспорт, пояснив, что так будет лучше и у него документ не потеряется.
Вадима поселили в общежитие к его новому знакомому, сказали, мол, скоро все устроим. В этой же комнате жила его сожительница и дочка. До 18-летия оставался месяц. Все это время семья покупала новому жильцу продукты, за это он должен был иногда оставаться с ребенком и присматривать за ним. Постепенно он узнавал Олега. Тот возил в багажнике биту, в его присутствии часто разговаривал по телефону о неких разборках, кому-то угрожал. Вадим все больше понимал: его товарищ связан с криминалом. Иногда телефонные переговоры касались и его приезда. В такие моменты, замечая внимание к разговору, глава семьи уходил из комнаты. Через несколько дней, будучи один на один в комнате, Олег спросил юношу, есть у того деньги на счете. Подросток насторожился, но собеседник успокоил, пояснив, что хочет купить ему нормальную одежду и телефон. Тогда жертва доверилась злоумышленнику и рассказала о счетах, где скопилось 1,2 млн рублей, и планах потратить их на квартиру. Тот посоветовал не переживать, пообещал помочь с покупкой жилья. Но для этого потребовал вместе съездить в банк и выпустить карту, якобы тогда можно будет быстрее решать вопросы с продавцами.
«Смотрящий» только обещал
Наутро они поехали в банк. Олег представился там его двоюродным братом. Предварительно проинструктированный Вадим сообщил, что хочет открыть новый счет, перевести туда все деньги и выпустить под него карту. В тот момент он все еще доверял старшему товарищу. К будущей карте привязали номер, названный Олегом. Через пару недель они опять съездили туда и забрали карту, он сказал ему и пин-код. В день рождения Вадима, когда тому исполнилось 18 лет, Олег поехал с его картой в банкомат. Вернувшись, показал пачку денег, но оставил их себе, сказав, что скоро возьмет на них жилье, поиском которого он займется вместе со «смотрящим». Затем они поехали в торговый центр, где новоявленный богач купил сироте телефон за 22 тысячи рублей, брюки за 3000, еды и пива за 500. После подъехали к общежитию, где стояла машина «Марк-2». Из нее вышел незнакомец. Это и оказался «смотрящий» по имени Амир. Он был не очень словоохотлив и сразу отвел Олега в сторону. Когда они вернулись, то опять сказали ни о чем не переживать — жилье ищут. Также Амир сказал, что к нему можно обращаться по любым вопросам и он может все решить и уладить. Уже вечером они компанией в несколько человек праздновали день рождения Вадима. Катались на картах, потом сидели в кафе. В тот вечер погуляли на 65 тысяч рублей.
На следующий день Олег потребовал опять поехать с ним в банк. На карте был установлен лимит по снятию наличных, для получения остальной суммы надо написать заявление. Вчерашний именинник начал напрягаться и подозревать неладное, но старший вновь успокоил его. В банке им сказали прийти через два дня, чтобы получить остатки. Когда деньги сняли, Олег забрал их себе и вернул паспорт. Надежды на благоприятный исход разбились еще через пару дней. Когда его «помощник» в покупке квартиры приехал в общежитие на новой синей «Мазде». Вадим догадался, что машина куплена на его кровные, поскольку Олег нигде не работал и жил небогато. Тот уверял, что продал старый «БМВ» и немного доплатил из своих.
Обращаться в полицию или требовать деньги с Олега он боялся. Опасался разборок с бандитами. Он решил поговорить с Амиром, еще наивно веря в «людское» и справедливость «смотрящего». Сирота рассказал ему, что товарищ снял все его деньги и купил сожительнице машину. «Авторитет», который вроде как мог решить любой вопрос, пообещал попробовать что-то для него сделать, предложил пожить несколько дней у него. Но время шло, и ничего не менялось. Хозяин дома отвечал, мол, ситуация сложная, пока ничего не получается. Тогда Вадим понял, что оба злоумышленника заодно.
Мы тебя убьем и закопаем
Опасаясь, что потерпевший пойдет в полицию, те все-таки решили немного задобрить его. В один из дней его нашел Олег и показал очень старую и потрепанную иномарку. Как потом выяснилось, машина изготовлена более 30 лет назад. Парень сказал, что этот автомобиль куплен для Вадима. Тот стал возмущаться, что ему нужны деньги или жилье, а не убитая машина, к тому же у него нет прав. Тогда в другой день Амир и Олег приехали к нему на двух машинах и сказали, что нашли ему дом, и надо ехать смотреть. От Бийска отъехали на несколько десятков километров. В глухой деревне его привезли к заброшенному дому, похожему на сарай: заколоченные двери, разбитые окна, забитые фанерой. В дом пришлось влезать через окно. Там увидели, что пол прогнил и обвалился, а потолок угрожающе свисает вниз. Видя недовольное лицо юноши, злоумышленники начали его успокаивать. Амир обещал помочь отремонтировать, пригласить знакомых строителей. Но подросток понимал: дом не стоит абсолютно ничего, на его деньги можно было купить нормальное жилье, и отказался от этого варианта. Парни отошли подальше, переговорили, после чего Олег резко сказал, чтоб он садился к нему в машину.
Пока ехали в Бийск, тот перешел на угрозы. «Тебе люди помогали, машину предлагали, дом нашли, обещания выполнили, — наезжал водитель. — Теперь забудь про эти деньги. Если кому скажешь, мы тебя убьем, закопаем, даже искать никто не будет». Вадим действительно испугался и уехал из Бийска в свое село, к тому же лето заканчивалось, нужно было выходить на учебу. Деньги на дорогу, 2000 рублей, дал Амир. Еще столько же он прислал в сентябре, когда сирота позвонил и пожаловался, что нечего есть. Больше на звонки он не ответил. Вскоре о ситуации стало известно правоохранительным органам.
К моменту возбуждения уголовного дела за мошенничество Амир уже насмерть разбился в ДТП. Олег рассказал, что деньги потратил на свои нужды, даже свозил жену и ребенка на каникулы в Москву. Он признал вину, делал акцент на маленькую дочку, которая может остаться без отца. «Суд, оценив собранные в ходе следствия доказательства, признал подсудимого виновным и назначил наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима», — пояснил Николай Воронков, руководитель отдела по расследованию особо важных дел.
***
Государство ежегодно тратит сотни миллионов рублей на материальную помощь воспитанникам после выпуска из детдома. Но сколько из этих средств идет на полезное дело? Похоже, законодателям нужно менять алгоритм. Самый очевидный вариант — целевое назначение этих денег: покупка жилья, образование, пенсия, лекарства. Как материнский капитал, который нельзя тратить на что угодно. Иначе такие истории будут повторяться, а деньги утекать в никуда.
Имена всех героев изменены.