Как заявила депутат АКЗС Людмила Цивилева, новый закон может привести к массовому уходу из профессии до полумиллиона самозанятых водителей, работающих на личных авто: по её оценке, около 80% их машин не соответствуют новым требованиям. «Реализация закона спровоцирует резкий рост теневого сектора в такси. Налоговые потери бюджета могут превысить 75 млрд рублей», — предупредила она.
Победитель конкурса «Лучший водитель России» Александр Таловский согласился с этими прогнозами. Он подчеркнул, что закон способен загнать значительную часть рынка в тень. Кроме того, уже сейчас в мессенджерах существуют сообщества, где жители пригородов Барнаула договариваются о совместных поездках, чтобы не вызывать такси. По его мнению, если закон вступит в силу, такая практика станет повсеместной.
 
    Представитель Общественного совета по развитию такси в Алтайском крае Анатолий Леонов выделил основные вызовы для отрасли. Во-первых, это риски, связанные с неготовностью российского автопрома в кратчайшие сроки обеспечить таксопарки необходимым количеством машин. Во-вторых, Леонов заявил о важности мер господдержки – субсидий и налоговых послаблений для всех игроков рынка, от крупных компаний до водителей-самозанятых.
Председатель реготделения профсоюза «Новый Труд» Владимир Пикалов привел красноречивую статистику: в Сибири 76 из 100 машин — иномарки. При этом отечественные автомобили, разрешенные к использованию в такси, малопригодны для суровых сибирских условий и не обладают необходимой для коммерческих перевозок износостойкостью.
 
    Директор таксопарка «Скоролет» Даниил Пронин подтвердил, что постоянные поломки приведут к росту расходов на ремонт, что, в свою очередь, выльется в удорожание аренды для водителей и резкий скачок цен для пассажиров.
Особенно сильно новые правила ударят по самозанятым водителям из малых городов и сел, где альтернативной работы просто нет. Как подчеркнула депутат Елена Курносова, для многих жителей региона такси – настоящий спасательный круг. Среди них — многодетные отцы, участники СВО и люди предпенсионного возраста. Отрасль помогает им содержать семьи, что очень важно в период экономической нестабильности.
По словам депутата АКЗС Чермена Хугаева, после ужесточения требований такси станет менее доступным для «маломобильных» групп, к которым относятся инвалиды, пенсионеры и семьи с детьми. Чтобы оценить реальное влияние перехода на локализованные автомобили на стоимость и доступность услуг, он предложил провести пробный расчет на примере одного из регионов.
Участники «круглого стола» — депутаты, представители таксопарков, общественники и активисты - сформировали срочные предложения для федеральных законодателей. В частности, перенести срок вступления закона в силу на 2030 год, освободить самозанятых водителей на личных автомобилях от новых требований, расширить список разрешенных марок. Важной инициативой стал призыв полностью вывести регионы Сибирского федерального округа из-под действия закона в связи с их климатическими особенностями, а также ввести налоговые льготы и субсидии для водителей и таксопарков, добровольно переходящих на российские автомобили.
 
             
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                             
                             
                         
                         
                         
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            