Такси перестало быть роскошью
Судя по опросу «Национального совета такси», на данный момент поменять авто на отечественные даже при наличии субсидий готовы менее трети таксопарков. Остальные же, как рассказала депутат краевого парламента Людмила Цивилева, не вполне доверяют нашему автопрому. Как правило, российские машины чаще ломаются при интенсивной эксплуатации в такси, что негативно влияет на рентабельность работы.

В то же время стоимость наиболее популярных в такси моделей за последние несколько лет выросла в 1,6-1,8 раза. Как отметил депутат АКЗС Сергей Матасов, из-за таких цен вырос и период окупаемости авто с трех до пяти лет. Из-за этого водители начали покидать рынок.
Эта проблема особенно актуальна для Алтайского края, ведь здесь кадровый дефицит наблюдается во всей транспортной отрасли. Даже в сфере общественного транспорта, по данным мэрии Барнаула, не хватает 35-40 процентов водителей.
«Поэтому такси в Алтайском крае давно перестало быть роскошью. Теперь это необходимое средство передвижения как в пределах города, так и за его чертой, — считает Матасов. — Важно сохранить доступность поездок для жителей».

«Мы не потянем»
Со скепсисом к идее локализации отнеслись и таксисты. К примеру, самозанятая Марина Щеголькова считает — пока что автомобили российского производства хуже подготовлены к местной погоде. По ее мнению, смена транспорта может привести к росту аварийности на дорогах региона.
«Как правило, отечественные машины у нас не сильно востребованы — видимо, в силу географического расположения региона на юго-востоке Западной Сибири и сложных природно-климатических условий. Ведь в сильные морозы проблемой может стать практически все: от ремонта до попыток завести двигатель без дополнительного подогрева. Не удивительно, что наши земляки традиционно предпочитают китайские или японские машины, — отметила Щеголькова. — С учетом такой специфики, право определять требования к уровню локализаций надо оставить за регионами — на местах виднее».

Серьезную проблему для водителей составляет высокая стоимость российских автомобилей. Существенная часть таксистов — самозанятые, для которых такси — это способ подработки. У них уже есть свои машины, и они не готовы принудительно менять их на отечественный автопром за собственный счет. Тем более, в условиях дорогих банковских кредитов и отсутствия льготного лизинга. В результате, водителям проще полностью отказаться от работы в такси, либо перейти на полулегальную деятельность. Первый вариант приведет к дефициту водителей и росту цен на поездки. Второй — снизит уровень безопасности для пассажиров и самих таксистов.
С таким мнением согласился коллега Юрий, который занимается извозом с 2012 года. Сейчас он «таксует» на своей машине и, по словам водителя, даже продав ее, не сможет покрыть расходы по покупке нового авто.
«Мы не потянем в текущих условиях замену машин без господдержки. Автомобили таксистов на вторичном рынке оцениваются крайне низко из-за высокого пробега, возможных скрытых следов аварий и небрежной эксплуатации», — пояснил мужчина.

С предложением учесть возможные риски локализации и проявить взвешенный подход выступил зампред Алтайского отделения независимого профсоюза «Новый Труд» Владимир Суворов. Он подчеркнул, что окончательный эффект такого импортозамещения еще не просчитан.
«Тем более, не все чиновники и депутаты, несмотря на соответствующее поручение Президента России, пересели на отечественные автомобили. Решение этой задачи откладывается под предлогом постепенного обновления автопарков, «по мере выхода иномарок из строя», — сказал Суворов.

Эксперт предлагает проявлять такую же сдержанность и в отношении транспортной отрасли.
Такую позицию поддержала депутат АКЗС Евгения Боровикова: «Безусловно, необходимо поддерживать российский автопром. Однако и транспортной отрасли тоже нужно внимание, важно учитывать интересы всех участников рынка — от пассажиров до обычных водителей. Внедрение таких значимых изменений должно быть продуманным и постепенным, без принуждения».

Как достичь баланса?
По итогам дискуссии участники сформировали несколько предложений, способных облегчить задачу перехода отрасли на отечественный автопром:
- Выдавать водителям такси автомобили российской сборки в кредит под ноль процентов и с нулевым первоначальным взносом;
- Привлечь российский автопром к обновлению общественного транспорта в Алтайском крае — в рамках социальной ответственности бизнеса: перед тем как реформировать систему пассажироперевозок в такси, нужно решить проблему транспортной доступности;
Присутствующие единодушно подчеркнули, что необходимо сбалансировать интересы отечественного автопрома и потребности транспортной отрасли, особенно в регионах с особыми климатическими и экономическими условиями. В связи с этим планируется подготовить соответствующее обращение к Президенту РФ Владимиру Путину от имени таксистов Алтайского края. В документе будут отражены основные проблемы, которые повлечет за собой принудительная локализация такси, а также изложены меры поддержки водителей.
