Компенсировать информацию изнутри информацией извне
— Почему и как вы решили связать свою жизнь с экономикой? Возможно, это была какая-то детская мечта?
— Нет, вы знаете, мне кажется, мало кто из детей всерьез хочет стать экономистом. Скорее это был уже зрелый и осознанный выбор. Я понимала, что эта сфера бурно развивается, она перспективна, специалисты, которые в ней компетентны, всегда востребованы — нет, пожалуй, такой сферы промышленности, науки и даже социальной жизни, где не пригодилась бы экономика.
— У вас за плечами не только фундаментальное экономическое образование, но и современные формы обучения — от онлайн-курсов до передовых бизнес-симуляций. Как этот синтез классических и инновационных обучающих программ помогает вам в работе?
Каждая программа дала мне важный набор инструментов. Академическая база помогает понимать глубинные экономические закономерности. Онлайн-курсы на Coursera познакомили с современными цифровыми инструментами анализа. А бизнес-симуляция «Акватика», научила принимать решения в условиях ограниченного времени и неполных данных — что критически важно в финансовом менеджменте и управлении капиталом в кризисных ситуациях.
— На вашем счету сразу несколько научных статей, и почти все они так или иначе затрагивают особенности экономики малых и средних предприятий. Чем продиктован именно такой выбор сферы профессиональных интересов?
— Дело в том, что крупные компании и предприятия, как правило, имеют своих штатных финансовых аналитиков и экономистов, которые могут детально проанализировать их деятельность и дать подробный отчет о состоянии внутренней экономики. В то же время малые предприятия такой возможности лишены: им приходится все постигать самостоятельно, путем проб и ошибок, которые подчас могут оказаться фатальными. Поэтому, на мой взгляд, любая информация, которую они могут получить извне — особенно основанная не на теоретических выкладках, а на личном опыте — послужит им очень хорошим подспорьем.
К примерy, в научной статье «Практика формирования структуры капитала в малом и среднем бизнесе» я показала, как небольшие компании могут выстроить грамотную финансовую политику, минимизировать риски и не попасть в ловушки, ограничивающие рост бизнеса и инвестиционный потенциал компании.
— Тем не менее ваше основное образование и предыдущий опыт работы с малыми предприятиями не связаны. Вам пришлось осваивать эту тему полностью с нуля?
— Я начала заниматься научной деятельностью еще во время работы в Улан—Удэ на крупном производственном предприятии. Там мои обязанности в основном включали расчет зарплатной части и контроль расхода строительных материалов. Однако это же позволило мне изучить, как строятся и протекают экономические процессы на макро—уровне, уровне больших коммерческих компаний. А уже исходя из этого — сопоставить данные и понять, как те же механизмы могут работать уже применительно к среднему и малому бизнесу, какие они порождают нюансы, какие у них есть достоинства и недостатки.
Фундамент и запас прочности
— Какие главные направления научного интереса в сфере малых предприятий вы для себя видите?
— Моя основная тема — работа с капиталом. Как показывает практика, это именно то, где предприниматели, особенно начинающие, делают больше всего критических ошибок.
Так, основа основ — грамотное структурирование капитала. Если структура понятна и прозрачна, возникает возможность четче контролировать экономику предприятия: мы всегда знаем, из чего складываются наши финансы, можем их перераспределять, не допуская излишних издержек, видим основные проблемы точки. Соответственно, если структура капитала нам непонятна, в любой момент мы можем столкнуть с проблемами. Причем понимание структуры и ее грамотное формирование также позволяет нам обеспечить определенный запас прочности: мы точно знаем, откуда в случае каких—то непредвиденных неурядиц можем взять деньги, чтобы не разрушить экономику компании в принципе.
— Какие ошибки, исходя из вашего опыта и накопленных научных знаний, чаще всего совершают начинающие предприниматели при работе с финансами своей компании?
— Вы знаете, как это ни парадоксально, но наиболее часто встречающаяся ошибка — отсутствие документации. Люди не ведут учет расходов, а следовательно, не понимают, куда и в каких объемах уходят их деньги. Часто на это накладывается еще и отсутствие аналитики доходов — то есть, с финансовой точки зрения предприятие существует как бы в вакууме, а его руководство лишено возможности вести планирование не только на отдаленную, но порой даже и на краткосрочную перспективу.
— В вашей научной работе «Совершенствование структуры капитала предприятий» вы неоднократно подчеркивали роль цифровых решений в финансовом менеджменте. Какие ключевые преимущества они дают компаниям на практике?
— Цифровизация переводит управление капиталом на качественно новый уровень: ускоряет анализ данных, позволяет мгновенно моделировать сценарии (например, изменение WACC или ROE), автоматизирует контроль за долговыми обязательствами и улучшает интеграцию с системами финансовой отчетности. Все это повышает прозрачность и снижает риски при принятии стратегических решений.
— Какие у вас дальнейшие планы? Намереваетесь ли вы продолжать научную работу — возможно, в каких-либо новых направлениях?
— Недавно я переехала в США и планирую изучить местное налоговое законодательство чтобы вести финансовые консультации для русскоязычных иммигрантов. Как показывает практика, их здесь довольно много, но совсем нет специалистов, которые могли бы работать с ними, учитывая специфику общения, языковые особенности и менталитет. Что же касается научных изысканий — да, безусловно, я не планирую оставлять эту тему и хочу освоить новые направления. В частности, не так давно я стала членом International Health Economics Association — буду заниматься вопросами экономики в здравоохранении.