— Андрей Владимирович, многих жителей края интересует динамика цен. Какая инфляция складывается у нас в регионе в течение 2022 года? Раньше она ускорялась из-за пандемии, а в этом году мы столкнулись с сильным санкционным давлением…
— Да, все это безусловно повлияло на инфляцию. В этом году самое сильное ускорение роста цен в крае мы отмечали в марте. Тогда инфляция была выше 18 процентов именно из-за последствий внешних санкций. Были нарушены логистические и производственные цепочки, у предприятий росли издержки, а рубль ослаб. Действовали серьезные проинфляционные факторы. В конце февраля и начале марта инфляция ускорялась из-за ажиотажного спроса, прежде всего на непродовольственные товары. Например, в марте у нас в крае отмечался скачок спроса на крупную бытовую технику. Люди покупали холодильники, стиральные машины, электроплиты. Они опасались дефицита товаров, дальнейшего роста цен. В конце февраля Банк России увеличил ключевую ставку до 20 процентов. Это позволило избежать неконтролируемого роста цен и спасти сбережения граждан. Ситуация стабилизировалась. Нишу ушедших иностранных компаний стали занимать другие производители, в том числе отечественные, которые адаптировались к новым условиям, а рубль укрепился. Инфляция стала замедляться, а в октябре мы наблюдали самое существенное ее снижение в этом году – она составила 13,4 процента.
— Если обратиться к статистике, то видно, что цены на ряд продуктов выросли не на 13,4 процента, а гораздо больше. По некоторым позициям за год стоимость изменилась примерно на 20-30 процентов. Среди таких продуктов говядина, сливочное масло, молоко, сметана, сахар, печенье, хлеб, вермишель. Чем объясняется такой рост?
— Важно понимать, что 13,4 процента — это общая инфляция по региону за 12 месяцев. А отдельные продукты, товары или услуги даже в течение года могут как дорожать существенно выше этой цифры, так и заметно дешеветь. В начале этого года еще продолжали действовать последствия пандемии коронавируса, но затем в нашем регионе на стоимость обозначенных продуктов прежде всего влияли введенные внешние санкции.
— Как именно влияли санкции? Помнится в феврале-марте люди буквально сметали с полок сахар и другие продукты. Это тоже стимулировало инфляцию?
— Да, это стимулировало инфляцию. Чем выше спрос, тем выше цены. В том периоде, о котором вы сказали, в крае пользовались спросом сахар, рис, гречка. Люди ожидали, что возникнет нехватка, стоимость вырастет еще больше, поэтому стремились скорее запастись товарами, продуктами длительного хранения. Влияние санкций отразилось следующим образом. Весной из-за нарушенных логистических цепочек у предприятий росли транспортные затраты, возникали перебои с поставками сырья и оборудования. Дорожала упаковка. Компании, которые занимаются животноводством и мясопереработкой, несли дополнительные расходы по причине роста цен на витамины, аминокислоты, корма. В результате стоимость мяса и молочных продуктов повышалась. Понесенные производителями затраты на упаковочные материалы и сырье привели к ускорению роста цен на хлеб и хлебобулочные продукты. Кондитерские фабрики постоянно нуждаются в импортных ингредиентах, которые тоже дорожали. Следовательно, росли цены и на шоколадные конфеты, и на мучные кондитерские изделия. Но отмечу, что в целом годовой темп прироста цен на продовольствие у нас в регионе стал уменьшаться с мая. Эта тенденция продолжилась и в октябре. В октябре мы увидели замедление роста цен по ряду продуктов питания.

— Почему цены стали расти медленнее?
— Влияло несколько факторов. Когда ажиотажный спрос утих, а в стране увеличился урожай сахарной свеклы и соответственно производства сахара, то повышение его стоимости серьезно замедлилось. Для нашего края, где высока доля сельского хозяйства в структуре экономики, такой фактор, как урожай особенно важен. К примеру, площадь полей, занятая под зерновыми культурами, у нас самая большая в стране. По предварительным данным, в крае сбор зерновых и зернобобовых культур превысил прошлогодний рекордный за последние 12 лет урожай. Плюс ко всему, еще есть большие запасы зерна с прошлых лет, а также сохраняются логистические ограничения. Таким образом предложение сельхозсырья на рынке расширилось. Его стоимость уменьшилась, и в октябре замедлился рост цен на муку, макароны, крупы. Ситуация отразилась и на животноводстве. Стали доступнее корма, что затормозило рост цен на мясо, молочную продукцию. В октябре мы наблюдали такое замедление по 15 из 19 мясных продуктов потребительской корзины граждан, а также по всем молочным товарам.
— Из статистики мы видим, что ряд продуктов продемонстрировал не просто замедление роста стоимости, но и снижение. В частности, картофель, капуста, лук, морковь, огурцы, помидоры. Объясните подробнее эти тенденции.
— Да, в октябре мы отмечали, что произошло значительное снижение цен по целому ряду продуктов питания. Картофель подешевел на 44 процента, капуста на 31,5, лук — 17,2, морковь — 25,2, огурцы — 28,6, помидоры — 20,2. Увеличился валовой сбор овощей открытого грунта как в целом по России, так и в Алтайском крае в частности. Этому способствовали благоприятные погодные условия. На прилавках региона появилось больше овощной продукции, и цены снизились. Кроме того, произошло увеличение площадей тепличных комплексов в стране и в Сибири. Вырос валовой сбор огурцов, помидоров. Предложение этих овощей расширилось, поэтому их стоимость в октябре была ниже, чем год назад.
— Что скажете насчет потребительской активности?
— В октябре она оставалась сдержанной. Это один из факторов, который привел к замедлению инфляции. В последние несколько месяцев спрос потребителей снизился в основном на непродовольственные товары длительного пользования, которые люди активно покупали в начале этого года. Благодаря проводимой денежно-кредитной политике цены растут уже гораздо медленнее. Люди стали более трезво подходить к своим тратам. Они понимают, что товары по-прежнему можно найти на полках магазинов. Дорожает не все, что-то и дешевеет.
— Банк России планировал, что инфляция будет держаться стабильно на уровне в четыре процента. Когда можно ожидать такую инфляцию?
— Под влиянием иностранных санкций условия для российской экономики сильно поменялись, что и подстегнуло существенный рост инфляции. Есть несколько сценариев развития ситуации. Мы понимаем, что наша экономика очень адаптивна. Если мы возьмем базовый сценарий, то уже в следующем году инфляция может быть на уровне пять-семь, а в 2024 году ожидается ее дальнейшее снижение уже к уровню четырех процентов.