Cтроительство соцобъектов встало под угрозу в Алтайском крае

В Алтайском крае на конец апреля до сих пор не разыграны некоторые контракты на строительство и капремонт социальных учреждений. Подрядчики опасаются заходить на объекты из-за роста цен на стройматериалы и ряда новых постановлений.

Cтроительство соцобъектов встало под угрозу в Алтайском крае
Фото: официальный сайт Алтайского края

«Морковка», до которой не допрыгнуть

В 2021 году по краевой адресной инвестиционной программе (КАИП) в регионе выделили 5,9 млрд рублей, из них вернулись в бюджет неосвоенных 3 млрд рублей. На 2022 год в нее включили 11,1 млрд рублей, пояснил исполнительный директор Союза строителей Алтайского края Вячеслав Ширшов в рамках круглого стола в ИД «Алтапресс».

Прошлый год стал проблемным по возведению социальных объектов. Разыгранные в начале 2021 года контракты оказались убыточными из-за роста стоимости строительных материалов. Власти РФ разрешили пересчитать сметы, но бюрократия и множество новых постановлений затруднили этот процесс.

Гендиректор СРО «Алтайские строители» Зинаида Герасимович привела в пример один из законов, который по факту оказался нерабочим. Речь идет о возможности заключения договора с единственным поставщиком.

Так, в деревне Солоновка проводили аукцион на ремонт Дома культуры, который в результате не состоялся. Вызвался подрядчик, который захотел как раз стать единственным поставщиком. Но и он не подошел, потому что имел судебные разбирательства и долги.

«Сегодня сокращается число подрядных организаций, которые участвуют в программах. Все они — в долговых ямах, с сорванными контрактами и недоимками по налогам. Число занятых в строительстве соцобъектов участников уменьшилось на 1 тысячу человек за год. Сейчас это 17,2 тысячи человек», — пояснил Вячеслав Ширшов.

Спикер утверждает, что каждый сегодняшний подрядчик, за последний год, имел сорванные контракты, проблемы по налогам и судебные разбирательства. Выходит, что пока сегодня никто не сможет стать единственным поставщиком, уверяет Ширшов.

В этом году «масла в огонь» добавили санкции, проблемы с логистикой и падение курса рубля. Крупные подрядчики боятся заходить на объекты. Спикер добавил, что они готовы остаться без работы, чем сесть в тюрьму. Но это, по его словам, происходит от незнания.

«Заведомо идти на убыточный, не пересчитанный объект — самоубийц нет», — добавил глава Союза строителей края Александр Мишустин.

В итоге деньги, выделенные в крае на капитальный ремонт, оказались просто не нужны.

«Предложенные нашим государством меры — это как подвешенная морковка, до которой не допрыгнуть», — заключил Ширшов.

Нужны гарантии

Руководитель барнаульской компании-подрядчика «Век-строй» Сергей Зябкин затронул еще одну важную проблему — банковские гарантии за авансирование.

Фото: официальный сайт Алтайского края

«Нам предлагают аванс по школе до 90% — 200 млн рублей. Вы представляете, какая нужна гарантия? Я должен отдать 25 млн рублей. Потом еще необходимо оформить залог оформить на 408 млн рублей. Если у меня были эти деньги, зачем бы я брал этот аванс?», — задался вопросом Зябкин.

Уточним, федерация согласилось авансировать подрядчикам от 50 до 90% от стоимости контракта. Такие же требования порекомендовали принять регионам, но пока в крае соответствующего документа нет, говорит Зинаида Герасимович.

По словам Зябкина, реализация постановления оставляет желать лучшего, и такая помощь по факту оказывается не нужна.

Подрядчик добавил, что сметы на строительство составляют по федеральным показателям, и здесь опять же они спотыкаются о бюрократию. Например, в них не учитываются транспортные расходы, а расстояния в Алтайском крае немаленькие.

Глава отдела в управлении единого заказчика в сфере капстроительства Барнаула Светлана Чаузова добавила, что подзаконные акты выходят без каких-либо разъяснений и приходится «выдумывать сказки».

«Например, авансы. Каким правом мы обладаем, чтобы предоставлять аванс в 90%? Подтверждений нет, оснований нет, распорядительных документов нет. Что-то принимать без совместного решения с правоохранительными органами невозможно. Контроль идет тотальный, жесточайший», — говорит Чаузова.

Кизяком и хворостом

По словам генерального директора компании «Жилищная инициатива» Юрия Гатилова, ситуация на рынке очень серьезная. В крае осталось несколько крупных застройщиков, а те, кто занимались социальным строительством, вообще «накрылись».

«Мы не хотим умирать, но придется. Откатились в 1998 год. Стоимость строительства той же школы из-за сейсмики выросла практически в два раза — с 500 млн рублей до одного миллиарда рублей», — подчеркнул Гатилов.

Он добавил, что на аукционах не расторговалась половина заявленных объектов. У застройщика возник вопрос: как строили остальные, если значительно выросла стоимость материалов? Крупные компании, говорит девелопер, могли «закрыть дыры» за счет собственных средств.

«А представляете, что построили за те деньги остальные? Кизяком и хворостом наполняли?», — спросил застройщик.

Главный инженер строительной компании «Селф» Александр Жокин подчеркнул, что сейчас самое главное — «дотянуть» начатые объекты. Но ситуация на рынке негибкая, поэтому сложно принимать решения в быстро меняющихся условиях.

Заказчикам, по его словам, нужно идти навстречу застройщику, чтобы с минимальными издержками завершить проекты.

«Никому не будет интересно, если застройщик на финишной прямой запнется и скажет, что из-за каких-нибудь унитазов не может реализовать проект, потому что все уперлись в ГОСТ. Нужно отходить от правил и брать ответственность за решения», — говорит Жокин.

На данный момент, пояснил эксперт, возникли проблемы с поставками санфаянса и инженерного оборудования. На складах еще есть запасы, но они не бесконечны. Однако представитель компании оптимистично смотрит в будущее и надеется, что строительная отрасль все-таки справится с трудностями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру