«90-е пережили, и это переживем»
Владелец фермерского хозяйства в селе Контошино Косихинского района Владимир Устинов рассказал, что не смог экспортировать семена пшеницы в Монголию. Причина в отсутствии железнодорожных вагонов.
«Такого никогда раньше не было. Нам уже проплатили зерно, но мы не можем отправить. Объем экспорта был достаточный – до 50 вагонов. Что дальше будет – не знаю», – сетует фермер.
Впрочем, по словам агрария, сейчас есть проблема куда серьезнее – начало посевной. Фермер допускает, что в этом году урожай будет хуже, однако не потому, что посевная не пройдет в сроки. А потому, что отсутствуют важные «санкционные» составляющие.
«Кое-чего уже не хватает. Проблема с импортной техникой пока решается. Но есть тревожное ожидание. Встали под вопросом средства защиты – неизвестно, будет ли достаточный объем. Что-то мы успели взять еще в ноябре прошлого года. Удобрения, слава Богу, пришли. Дизель тоже. Радует, что он немного подешевел. Но думаю, все нормализуется. В 90-е было хуже войны, пережили же», – заверил фермер.
Аграрий добавил, что из-за запрета на экспорт, цены на пшеницу начали идти вниз. В отличие от всего остального.
«Российские фермеры, закупающие зерно внутри, говорят: за рубеж мы не везем, поэтому цены начали снижаться. Пошли ножницы по нашим затратам на удобрения, запчасти, средства защиты. Они обошлись гораздо дороже по сравнению с предыдущим годом», – подчеркнул Устинов.
Как бы то ни было, объем зерна покажет, как правильно себя вести, говорит фермер. «Если получим много – посеем меньше. Но я не помню, чтобы когда-то зерна было много», – отметил он.
«Уйдет время, пока махина перестроится»
Директор сельскохозяйственной компании «Меркурий Агро» Станислав Гейнц предполагает, что введенный запрет на вывоз зерновых не сильно ударит по алтайским фермерам-экспортерам. Более того, принесет свои плюсы для внутреннего производства.
«Потерь может и не быть. Внутренний рынок уже отрос. Найдем новые ниши и направления. Да, пока это встряска для всех – налаженные годами логистические и денежные цепочки потеряны. И пока эта махина перестроится, уйдет время.
Но есть и плюсы для внутренних переработчиков. Отвалился основной конкурент – Казахстан, который перерабатывает наше зерно в муку, и отправляет в Узбекистан, Афганистан, Таджикистан. Можно будет напрямую выходить на рынок и выстраивать более комфортную ценовую политику. Думаю, внутреннее производство увеличится. Но прогнозы ставить – дело неблагодарное. Скоро увидим, к чему это приведет», – отметил предприниматель.
Сейчас фермер вынужден искать новые направления для сбыта зерна – вагоны, которые компания отправила в казахский Кустанай, оцепили и вернули обратно.
«Вагоны теперь стоят на простое. Сейчас мне нужно поймать какой-то новый рынок, однако, какая ставка будет с другим российским покупателем, сказать не могу. Предполагаю, что могу уйти в минус», – резюмировал Гейнц.
«Аукнется в любом случае»
Не спешит давать прогнозы на будущее и директор ООО «Алтайская продовольственная компания», председатель Союза крестьянских формирований Алтайского края Александр Балаков. По его словам, уменьшение рынков сбыта в любом случае несет за собой для аграрного региона не самые благоприятные последствия.
«Очень сложно объяснить картину происходящего. Возможно, решение вызвано дефицитом зерна в России, возможно личными факторами. Все рынки сбыта нарабатываются сложно, и когда вводятся какие-либо ограничения, это всегда чревато последствиями», — пояснил Балаков.
Фермер отметил, что с каждым годом в крае растет урожай зерновых, и не исключил, что аграрии могут столкнуться с переизбытком сельхозпродукции. Как итог – невостребованное зерно будет лежать на элеваторах. Балаков предположил, что некоторые крупные фермеры уменьшат площади зерновых культур, а технических, наоборот, увеличат.
Ведение запрета на вывоз зерновых – абсолютно правильная мера, поскольку направлена на сохранение продовольственной безопасности России, уверен председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии в Алтайском Заксобрании Сергей Серов.
«Из-за санкций в отношении РФ цена на зерновые выросла не только у нас, но и на мировом рынке – ценник увеличился почти вдвое. Соответственно, все, в том числе и Казахстан, бросились скупать продукцию. Цену стали поднимать, крестьяне в этих условиях, конечно же, начали сбрасывать зерно. Поэтому еще 15 марта со всех таможен уже завернули все машины с зерном. Его в итоге повезут на наши перерабатывающие предприятия, – цитирует депутата «Банкфакс».
По прогнозам политика, проблем с экспортом в крае не будет. После отмены запрета Россия продолжит отправлять зерновые за границу – основными точками сбыта традиционно станут азиатские страны, добавится Индия, которую «тоже надо кормить», считает Серов.