Выход в Китай через Алтай: в РЖД задумались о прокладке железной дороги через горы

Россия ищет укороченный путь железнодорожного сообщения с Китаем. РЖД обратили внимание на небольшой участок границы между этой страной и Республикой Алтай. Но главная сложность проекта — горный рельеф. Для прокладки ветки придется строить туннели или эстакады. Плюс придется учитывать вопросы экологии.

Сейчас в Республике Алтай вообще нет железных дорог. Еще во времена Советского Союза говорили об идее соединить этим видом транспорта хотя бы Бийск и Горно-Алтайск, но планы остались на бумаге. Поднимали эту тему и в 2019 году. Об этом говорил глава региона Олег Хорохордин перед своим избранием.

Выход в Китай через Алтай: в РЖД задумались о прокладке железной дороги через горы
pixabay.com

Приоритет эстакады

Республика Алтай граничит с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом на участке в 55 километров. Этот узкий пограничный переход расположен в коридоре между Монголией и Казахстаном. Возможно, монополист пустит обходные пути через эти страны или в районе Приаргунска Забайкальского края. Но эти варианты не очень нравятся компании. Проход через Алтай — самый короткий выход в Китай.

«У нас есть желание поизучать вопрос, связанный со строительством пункта пропуска в Китай из Алтая. Там есть участок границы, в горной местности. Но для нас это был бы выход в Китай на самом коротком расстоянии, которое только возможно. Идеально, конечно, было бы для сети РЖД не концентрировать все эти пункты пропуска на Дальнем Востоке, потому что достаточно большое расстояние приходится преодолевать по БАМу и Транссибу, и в целом там достаточно других узких мест», — рассказал изданию «Коммерсант» заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило.

При этом данный вопрос еще не обсуждали с Китаем, хотя с их стороны прокладка путей будет более легкой. По его словам, туннель в горах Алтая — дорогой проект. Гораздо более реальный вариант — эстакада. По его словам, за первый квартал этого года объем перевозок по китайским направлениям снизился на 0,2 процента. В марте они упали на 15,8 процента, в апреле пока тоже не видно предпосылок для роста. Но в компании уверены, что прежние объемы восстановятся и вырастут.

«Мы понимаем, что товарообмен будет расти, эпидемиологическая ситуация будет улучшаться. И рано или поздно мы подойдем к тому, что нужно будет построить дополнительный пункт пропуска», — продолжил топ-менеджер.

Планов громадье

По мнению заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимира Савчука, целесообразность маршрута из Алтая в Китай зависит от объемов перевозок. Скорее всего, основной объем пойдет на контейнеры. Эксперт также добавляет, что большие объемы перевозок из Поднебесной не означают, что их поток удастся направить в Европу, где инфраструктура железных дорог ограничена.

Напомним, после обсуждения этого проекта в советские времена тема железнодорожного пути в Китай через Сибирь вновь стала актуальна в 2000 годы. Тогда допускали возможность его строительства вместе с газопроводом через Алтай. Но после шума от экологов тему пока заморозили.

Как уточняет ИА «Банкфакс», также звучали идеи о включении железной дороги через Горный Алтай в масштабный проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» — железнодорожного коридора, который должен соединить транспортные сети Европы и Азии. Протяженность линии Пекин — Москва — Берлин должна составить 9447 км.

Стоимость российского участка оценивалась в 3,58 трлн рублей, первым отрезком магистрали должна была стать дорога Москва — Казань, цену которой оценивали в 1,7 трлн рублей. Запустить ее планировали до 2024 года, но в 2019 году из соображений экономической целесообразности президент Владимир Путин решил отложить этот проект и сконцентрировать средства на ВСМ «Москва — Санкт-Петербург», которую могут начать прокладывать уже в этом году. Иными словами, в евразийскую ветку коридор в Китай через Алтай также пока не вписывается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру