Барнаульский аэропорт все еще интересен инвесторам: проект нового терминала подготовят до завершения продажи акций

Не дождавшись сделки с инвестором по продаже контрольного пакета акций «Авиапредприятие «Алтай» и холдинг «Новапорт» начнут проектировать новый терминал для аэропорта Барнаула. Топ-менеджмент группы компаний надеется, что к моменту вступления в права у основного собственника уже будет проект на руках. Они верят в перспективность объекта. Предприятие готово инвестировать в новый терминал 2,8 млрд рублей. Это 8500 квадратных метров площади. Но вложения пойдут только после получения холдингом контрольного пакета акций «Авиапредприятия «Алтай».

Барнаульский аэропорт все еще интересен инвесторам: проект нового терминала подготовят до завершения продажи акций
Один из вариантов будущей реконструкции. Фото: Минтранс Алтайского края

Как пройдет сделка?

Окончательно оформить сделку не дает Западно-Сибирская транспортная прокуратура. Планы по продаже контрольного пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт» обернулись противостоянием надзорного ведомства и регионального Минтранса. Это тормозит обещанную модернизацию воздушной гавани.

Авиапредприятие «Алтай» (учреждено правительством края) пока имеет 52 процента акций, «Новапорт» — 48 процентов. В 2018 году стороны договорились увеличить долю «Новапорта» за счет роста его уставного капитала и выпуска дополнительных 350 тысяч акций. Предприятие должно выкупить их по рыночной цене и довести свою долю до 75 процентов, понизив долю государства до четверти. За это «Новапорт» посулил инвестиции на 3 млрд рублей, включающие в себя обновление взлетно-посадочной полосы и строительство нового, дополнительного терминала. За это край избавился бы от части непрофильного актива и получил 600–700 млн рублей за проданные акции.

Однако прокуратура посчитала, что такая сделка будет противоречить требованиям закона. Ведомство не устроила безальтернативная модель сделки с одним покупателем, которая противоречит принципу конкуренции. По закону надо объявлять торги, да и контрольный пакет после допэмиссии должен оставаться за государством согласно Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Прокуроры предложили краевому правительству оформить с холдингом «Новапорт» концессионное соглашение. Но эта модель не устроила Минтранс, который намерен все-таки сделать дополнительную эмиссию акций и продать их уже с публичных торгов.

Вложим, когда получим контрольный пакет

Заместитель гендиректора «Новапорта» Евгений Янкилевич в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщил, что сейчас стороны ведут переговоры и консультируются с прокуратурой.

— Юристы продолжают прорабатывать этот вопрос. Я думаю, что 2021 год будет переломным, и мы сможем инвестировать средства в строительство нового терминального комплекса. При этом мы договорились, что аэропорт — и мы готовы в этом помочь, чтобы не терять сроки, — начнет проектирование нового терминала, чтобы к моменту решения всех юридических вопросов у нас уже была проектная документация и мы не затягивали со строительством. Невозможно обслуживать растущий пассажиропоток в старой инфраструктуре. Безусловно, нужно инвестировать деньги в новый терминальный комплекс. Деньги достаточно большие. Мы можем это делать только тогда, когда мы управляем аэропортом, — пояснил топ-менеджер.

По словам Янкилевича, транспортная прокуратура действительно подготовила документ, где она выразила свои опасения по некоторым пунктам акционерных инвестиционных соглашений и рекомендовала их проработать более точно: «Никаких предписаний о нарушениях не было. Правительство Алтайского края и руководство холдинга очень внимательно к этому отнеслись».

При этом он отметил, что по завершении сделки у правительства края в руках хоть и окажется меньший пакет акций, его стоимость должна кратно вырасти за счет тех инвестиций в имущество предприятия, которые предусматривает соглашение.

Согласно планам краевых властей, соглашение должно предусматривать сохранение возможности для региона выкупить акции обратно, если холдинг нарушит договоренности. Ранее предполагалось, что к строительству могут приступить уже в 2021 году, а ввод нового здания в таком случае должен произойти уже к весне 2023 года. Теперь сроки изменились, и конкретики пока нет.

Спор большого бизнеса

Наблюдатели связывают сложившуюся ситуацию с возможным эпизодом раздела рынка региональных аэропортов между структурами олигархов Олега Дeрипаски, Виктора Вексельберга и Романа Троценко.

При этом кроме «Новапорта» интерес к Барнаулу никто из крупных инвесторов не проявлял. Тем более в холдинге Романа Троценко уже есть аэропорты Новосибирска, Томска, Кемерова и Улан-Удэ (всего 20 воздушных гаваней по всей стране). Возможно, структуры Олега Дeрипаски пытаются заблокировать эту сделку из опасений превращения «Новапорта» в монополию, пишут авторы телеграм-каналов.

Ранее интересы этих двух бизнесменов сталкивались в аэропорту Иркутска. «Новапорт» планировал его модернизировать, но был привлечен местным правительством без конкурса. Компания «Аэропорт девелопмент» пожаловалась в ФАС, и сделку отменили. Этой осенью похожая история произошла с авиа-предприятием Благовещенска на Дальнем Востоке. Конкурс на реконструкцию выиграли «Аэропорты большой страны», но компания «Красинвест» через ФАС сумела аннулировать его результаты.

Напомним, летом 2020 года стало известно, что пандемия уронила стоимость акций аэропорта Барнаула. Власти рассматривали возможность повременить с продажей актива частнику и перенести их оценку. На тот момент коронавирус практически заморозил деятельность барнаульской гавани. Количество авиаперелетов здесь упало в разы. В случае продолжения спора исполнительной власти и прокуратуры сделку могут перенести на неопределенный срок. Добавим, что пассажирский поток из-за пандемии в краевой столице сократился почти в полтора раза. По предварительным подсчетам, в 2020 году аэропорт Барнаула обслужил всего 295 тысяч человек против 532 тысяч в 2019-м.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру