«Нам никто не помог даже копейкой». Муниципальные перевозчики Алтая заявили о критичной ситуации

В Алтайском крае муниципальные перевозчики заявляют о сложнейшей ситуации. Возить селян невыгодно, а требований к техническому оснащению и безопасности — много. В результате многие села становятся отрезанными от райцентра, маршруты ликвидируют, населению становится все сложнее жить в деревнях. В Минтрансе заявили, что знают о проблеме и стараются ее решить. Один из путей развития — субсидирование или прямое финансирование этого направления. Однако в крае таких денег нет, а из федерации средства пока приходят на нацпроекты и крупные трассы.

«Нам никто не помог даже копейкой». Муниципальные перевозчики Алтая заявили о критичной ситуации
pixabay.com

Рост тарифа только оттолкнет пассажира

На заседании Совета по взаимодействию АКЗС с муниципалитетами министр транспорта Алтайского края Александр Дементьев рассказал о возведении двух уникальных мостов через реки Чумыш в Кытмановском районе и Песчаную в Смоленском. Сообщил он и о реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Барнаульской агломерации. Здесь отремонтировали 61 объект, плановый показатель нормативного состояния дорог составил 77 процентов. К 2024 году он должен быть уже на уровне 85 процентов. В этом году наиболее важными объектами для краевой столицы стали ремонт улицы Попова и объездной дороги в Ленточном бору.

Но «муниципалов» больше интересовало другое. Сигналы о закрытии маршрутов между селами поступают из многих районов. Перевозчикам возить людей там невыгодно. Отрасль в кризисе, а пригородную маршрутную сеть в районах практически похоронили, эмоционально сетуют участники совещания. Такую модель рынка создали почти 30 лет назад, когда крупные автотранспортные предприятия, по сути, исчезли из государственного управления. Хотя тарифы и нерегулируемые, но перевозчики не могут просто взять и повысить их. Иначе пассажир не сможет себе позволить их или выберет другой вид транспорта.

— Мы с профильным комитетом и организациями, которые у нас занимаются перевозками, пытаемся принять какие-то меры, малобюджетные, — отметил министр. — Во всяком случае, они нам позволяют где-то оптимизировать сеть. Пересмотреть маршруты, чтобы увеличить рентабельность.

Нельзя сказать, что ничего не делается. Обновление идет, пусть и небольшими темпами. Так, за последние десять лет на межмуниципальных маршрутах полностью исчезли «газели» — их заменили автобусы малой вместимости. По словам Дементьева, нужна программа софинансирования, ведь средств, выделяемых перевозчикам, недостаточно.

— Я три года занимаю эту нишу. С октября 2017 года никто ничем нам не помог ни копейкой, — возмущен президент некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозчики Алтая» Николай Орлов. — Ни ГЛОНАСС, ни дизельное топливо, ни шины, никакой другой помощи не было».

Перевозчики заверяют, что лишь иногда им помогают районные администрации, но средств у них немного даже в крупных муниципалитетах. Например, в ближайшем к Барнаулу Первомайском районе большая часть дорог в плохом состоянии.

— Ни для кого не секрет, что перевозчики просто не идут на маршруты, где покрытия ниже четвертого класса, и даже если четвертый класс, сложно найти перевозчика, — продолжила председатель Первомайского районного собрания депутатов Юлия Фролова. — Количество дорог с твердым покрытием и грунтовых дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в большинстве муниципалитетах не уменьшается, а только растет.

Несколько цифр для понимания ситуации. Сейчас в крае 238 межмуниципальных маршрутов. Внутри муниципалитетов работают 406. В целом по ним курсируют 2 354 автобуса, средний возраст которых приближается к 13 годам.

pixabay.com

Три проблемы

Одной из причин снижения пассажиропотока министр назвал высокий уровень автомобилизации. Это касается и краевой столицы. В 2006 году в регионе было зарегистрировано 426 тысяч автомобилей. В 2020-м — 788 тысяч. За 14 лет прирост составил 362 тысячи машин. Достаточно вспомнить, как этой осенью жители автосалоны отмечали ажиотажный спрос на автомобили. Продажи подскочили и на вторичном рынке.

Другая проблема — давление на перевозчиков из-за больших затрат на соблюдение требований законодательства, которые регулярно ужесточают. Это обязательная установка спутниковой системы «ГЛОНАСС» и тахографов. Стоимость одного прибора — 50 тысяч рублей. Это немало для перевозчика и такие затраты могут никогда не окупиться. Грозили внедрить онлайн-кассы, но пощадили. Дали отсрочку из-за пандемии.

Еще одна сложность, по мнению Дементьева, — это нелегальные перевозчики и онлайн-сервисы по поиску попутчиков. Потребитель продолжает голосовать рублей за более низкую цену и, чего уж греха таить, более комфортные условия поездки. Однако это скорее актуально для популярных маршрутов. В глухих деревнях водители агрегаторов не ездят. Кстати, представители законодательной власти уже не раз эмоционально высказывались об этой ситуации, но на региональном уровне им сложно что-то изменить. Например, в 2018 году депутат АКЗС Игорь Панарин даже заявил, что критикует всех знакомых, если узнает, что они пользуются «БлаБлаКар».

— Опыт стран с высоким уровнем автомобилизации показывает, что автобусный бизнес будет всегда, никуда он там не делся, — считает депутат. — И у нас он также будет. Но останутся те, кто наиболее ответственно подходит к качеству предоставления услуг. Когда я слышу на различных совещаниях, что мы опять лидируем по количеству нарушений или числу резонансных ДТП — это возмущает. Идет ужесточение законодательства. Но кто это провоцирует? Работая в профильном комитете АКЗС, я представляю интересы предпринимателей. Мы также возмущены нелегальными перевозками. Я критикую всех знакомых и родственников, которые пользуются агрегаторами поездок. Там вообще неизвестно, с каким водителем ты садишься, каков его уровень и опыт. Считаю, что один из самых эффективных способов борьбы с нелегальными перевозчиками —увеличение суммы штрафов.

По итогам встречи участники сошлись во мнении, что муниципальным перевозчикам необходима государственная поддержка. Власти пообещали заняться проработкой предложений или программного документа уже в 2021 году.

МНЕНИЕ

Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета Первомайского района:

«В Алтайском крае, похоже, кошмар по теме автобусных перевозок, касающихся возможности доехать из сел районов до райцентра или до ближайшего города. Ситуация особенно обострилась в пандемию. Чтобы доехать на такси до райцентра 20-25 км, люди вынуждены платить 550-1700 рублей. Это жуть в условиях нищенских доходов значительной части населения региона. Дотировать нерентабельные маршруты у муниципалитетов нет денег, а региональный минтранс «дает рекомендации» этим самым муниципалитетам и, как я считаю, «жует сопли». Как понять фактическое бездействие? На мой взгляд, однозначно. С одной стороны это один из механизмов «выдавливания» населения из сельской местности. С другой стороны — механизм намеренной изоляции оставшихся селян, чтобы сделать их жизнь невыносимой, вогнать в еще большую нищету и превратить в быдло. На этом фоне власть заговорила о возможном преобразовании районов в муниципальные округи с ликвидацией сельских поселений, что, в случае реализации, еще более обострит тему необходимости поездок в райцентры».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру