Прокуратура вмешалась в продажу акций аэропорта Барнаула

Барнаульский аэропорт стал яблоком раздора между Западно-Сибирской транспортной прокуратурой и правительством Алтайского края. Планы по продаже контрольного пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт» обернулись противостоянием надзорного ведомства и регионального минтранса. Это может затормозить обещанную модернизацию воздушной гавани. Авторы ряда Телеграм-каналов даже называют это очередным эпизодом раздела рынка региональных аэропортов между структурами олигархов Олега Дерипаски, Виктора Вексельберга и Романа Троценко.

Прокуратура вмешалась в продажу акций аэропорта Барнаула
Таким инвестор видит обновленный аэропорт Барнаула. Фото: минтранс Алтайского края

Авиапредприятие «Алтай» (учреждено правительством края) пока имеет 52 процента акций, «Новапорт» — 48 процентов. В 2018 году стороны договорились увеличить долю «Новапорта» за счет роста его уставного капитала и выпуска дополнительных 350 тысяч акций. Предприятия должно выкупить их по рыночной цене и довести свою долю до 75 процентов, понизив долю государства до четверти. За это «Новапорт» посулил инвестиции на 3 млрд рублей, включающих в себя обновление взлетно-посадочной полосы и строительство нового, дополнительного, терминала. За это край избавился бы от части непрофильного актива и получил 600-700 млн рублей за проданные акции.

Однако прокуратура посчитала, что такая сделка будет противоречить требованиям закона. Ведомство не устроила безальтернативная модель сделки с одним покупателем, которая противоречит принципу конкуренции. По закону надо объявлять торги, да и контрольный пакет после допэмиссии должен оставаться за государством согласно закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Прокуроры предложили краевому правительству оформить с холдингом «Новапорт» концессионное соглашение. Но эта модель не устроила минтранс, который намерен все-таки сделать дополнительную эмиссию акций и продать их уже с публичных торгов. При этом кроме «Новапорта» интерес к аэропорту Барнаула никто из крупных инвесторов не проявлял. Тем более в холдинге Романа Троценко уже есть аэропорты Новосибирска, Томска, Кемерова и Улан-Удэ (всего 20 воздушных гаваней по всей стране). Возможно, структуры Олега Дерипаски пытаются заблокировать эту сделку из опасений превращения «Новапорта» в монополию, пишут авторы Телеграм-каналов.

Ранее интересы этих двух бизнесменов сталкивались в аэропорту Иркутска. «Новапорт» планировал его модернизировать, но был привлечен местным правительством без конкурса. Связанная с Олегом Дерипаской компания «Аэропорт девелопмент» пожаловалась в ФАС, и сделку отменили. Этой осенью похожая история произошла с авиапредприятием Благовещенска на Дальнем Востоке. Конкурс на реконструкцию выиграли «Аэропорты большой страны», но компания «Красинвест» через ФАС сумела аннулировать его результаты.

Напомним, этим летом стало известно, что пандемия уронила стоимость акций аэропорта Барнаула. Власти рассматривали возможность повременить с продажей актива частнику и перенести их оценку. На тот момент коронавирус практически заморозил деятельность барнаульской гавани. Количество авиаперелетов здесь упало в разы. На какой стадии сделка сейчас — неизвестно. Впрочем, это пока не так важно. В случае продолжения спора исполнительной власти и прокуратуры ее могут перенести на неопределенный срок. Добавим, что пассажирский поток из-за пандемии в краевой столице сократился почти в полтора раза. По итогам года аэропорт Барнаула должен обслужить всего 350 тысяч человек против 532 тысяч в прошлом году.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру