Спасибом сыт не будешь

В четвертый отопительный сезон вошел Мунайский угольный разрез. Сейчас предприятие поставляет топливо в 19 сельских районов, обеспечивая теплом объекты социальной и бюджетной сферы Алтайского края. О том, с какими итогами предприятие завершает 2020 год, а также о трудностях и перспективах «МК на Алтае» рассказал его руководитель Виталий Федяев.

Спасибом сыт не будешь
Фото: из архива компании

Выбились из графика

- Виталий Валерьевич, на какие производственные объемы вышла компания в этом году?

- Ежегодно по промышленному производству угля «Мунайский разрез» прирастает в два с лишним раза. Если в 2018 году мы добывали 25 тысяч тонн, в 2019 вышли на 54 тысячи тонн, этот планируем завершить со 100 тысячами. Расширили и географию поставок топлива. В этом сезоне контракты заключили с 19 районами края, в прошлом было 11. Муниципалитеты по достоинству оценили солтонский бурый уголь, который при хорошей горючести, имеет низкую зольность, не зашлаковывает котлы, экологичен, да и по цене конкурентоспособен. К тому же мы поставляем его прямо до котельных в расположенных в радиусе 300-400 километров, что позволяет заказчику экономить на логистических затратах.

Фото: из архива компании

- Вы время нашей последней встречи, мы говорили о главной проблеме, которая тормозит дальнейшее развитие разреза - муниципальных долгах. Ситуация как-то изменилась?

- После завершения прошлого отопительного сезона составили трехсторонние соглашения с графиками оплаты задолженности, которые подписали руководители муниципальных унитарных предприятий (МУП) и главы районов. Можно сказать, мы дали время для сбора и перечисления платежей в период межсезонья, чтобы в следующий отопительный период районы могли войти без долгов. Одни из них выполнили договоренность, другие — рассчитались частично, а есть те, кто практически ничего заплатил. Так, Алтайский район выполнил график всего на восемь процентов - это капля в море. Первомайский рассчитался с долгами лишь наполовину, Бийский на 32 процента. Здесь стоит отметить, что по всем этим задолженностям прошли судебные процедуры, взыскания осуществляли судебные приставы. На дынный момент общий долг составляет 196 млн рублей, то есть не оплачено 60 процентов от потребленного муниципалитетами топлива на сумму 232 млн рублей. Еще более абсурдная ситуация сложилась в Завьяловском районе. В позапрошлом году муниципалитет взял и использовал уголь на 18 млн рублей, из которых оплатил всего 200 тысяч. Теперь коммунальное предприятие находится в стадии банкротства, что ставит под большое сомнение возврат денег за потребленные ресурсы.

- Чем объясняют главы районов такие серьезные неплатежи?

- Объяснение банальное: «Нет денег. Подождите…» В результате долги копятся из года в год, как снежный ком. Лично у меня вызывает недоумение позиция некоторых глав, которые считают в порядке вещей, беря жизненно-необходимый ресурс, не рассчитываться за него, отдавая предпочтение другим платежам. Даже подписав графики, они нарушили договоренность. Что это: забывчивость, хитрость или бесхозяйственность? Мне кажется, это ставит под сомнение их порядочность и эффективность, как менеджеров, несущих ответственность за людей, живущих на подведомственной им территории. Считаю, что если вопрос с платежами за энергоресурсы в муниципалитете критичен, необходимо поднимать вопрос о соответствии его руководителя занимаемой должности.

Фото: из архива компании

- Но и вы вправе пойти на крайние меры, отказав в поставках угля из-за образовавшихся долгов?

- Конечно, мы можем приостановить контракты до полного погашения задолженности, но это приведет к серьезным проблемам в плане теплоснабжения муниципалитетов. В итоге пострадает население, а тем, кто принимает управленческие, решения все сойдет с рук. Нам бы очень не хотелось доводить ситуацию до крайности, так как мы социально-ответственное предприятие, которое работает на территории Алтайского края, чтобы обеспечить его энергетическую безопасность и уменьшить зависимость от поставщиков топлива из других регионов.

В чужой карман

- Социально-ответственный бизнес тоже должен за счет чего-то жить и развиваться, а пока выходит, что вы отапливаете районы за свой счет…

- Действительно, на нас уголь не валится с неба на голову. Это тяжелой, каждодневный труд сотни человек, которые в мороз, зной, дождь, снег добывают уголь. Тех, кто за сотни километров везет его для потребителей. Не оплачивая этот ресурс, главы в буквальном смысле залезают в карман нашим сотрудникам, ведь вместо того, чтобы повышать заработную плату, мы каждый раз ищем возможность, чтобы ее выдать, вместо того, чтобы развивать производство, думаем, как его сохранить. Если динамика с платежами не изменится, будем вынуждены сокращать объемы добычи, персонал, а возможно, дело дойдет и до консервации производства, в развитие которого за три минувших года вложили более 500 млн рублей, где трудится свыше 250 человек.

Фото: из архива компании

- Проблему по неплатежам руководство «Мунайского разреза» вынуждено решать в одиночку или к ней подключились краевые власти?

- Правительство региона в курсе сложившейся ситуации и на всех совещаниях с главами районов эта тема озвучивается. Конечно, без участия и заинтересованности краевых властей, думаю, возвращать долги за потребленные ресурсы было бы гораздо сложнее. Мы все же рассчитываем на понимание руководителей муниципалитетов, которые сами признают, что после того, как в крае возобновило работу собственное угледобывающее предприятие, решать проблемы с обеспечением теплом населенных пунктов и объектов социальной сферы стало гораздо проще, чем когда топливо приходилось закупать в других регионах, причем не всегда хорошего качества. Мы не раз слышали от них слова благодарности, но, спасибом, как говорится, сыт не будешь. Всем понятно, что муниципальные бюджеты «не резиновые», что денег всегда не хватает, но накапливая долги, они ставят под угрозу энергетическую безопасность своих районов и работоспособность единственного в регионе угольного разреза.

СПРАВКА

Месторождение бурого угля на территории Солтонского района было открыто в 80-х годах XIX века, однако его разработкой практически никто не занимался. В 1988 году добычу стала осуществлять компания «Новосибуголь». Позже разрез несколько раз менял хозяев. В 2005 году за восстановление карьера взялись инвесторы из Кузбасса – ООО «Мунайский разрез». В 2013–2015 годах добыча не велась, в 2016 году по решению Ростехнадзора месторождение законсервировали. В мае 2017 года на разрез пришли новые собственники из Москвы, возобновив производство.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Успехи и трудности алтайской угледобывающей компании

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру