Завод выпускает 150 видов кабельно-проводниковой продукции. Это неизолированные провода для воздушных линий электропередач, самонесущие изолированные провода (СИП), силовые общепромышленные кабели и кабели контрольные. После монтажа соответствующих линий на заводе, здесь начнут изготавливать бронированный кабель. Почему с ним прокладывать любую сеть будет проще и надежнее рассказал директор ООО «Алтайский кабельный завод» Алексей Плешков.
Залог социальной стабильности
— Алексей Николаевич, расскажите об открытии новой линии на заводе?
— Запустили ее в работу. Это открывает нам производство нового вида продукции — бронированного кабеля. Мы долго готовились и реализовали план. Линия даст нам возможность расширить ассортимент, производить новый вид продукции, который востребован на рынке. Есть такое понятие как стабильность производства. Чем больше стадий любого технологического процесса, тем больше добавленной стоимости, тем выше рентабельность этого продукта по отношению к сырью. Это более эффективное использование своих материальных ресурсов. Соответственно, к бронированному кабелю, по сравнению с обычным, добавляем еще несколько стадий. Это связано с его спецификой. Продукт будет более рентабельным и интересным для нас, нежели другие. Ты можешь выпускать простейшую кабельную продукцию, но при таких условиях конкуренция становится более жесткой, цены падают, потому что предложение на рынке серьезно превышает спрос. С бронированным кабелем немного иначе. Здесь нужна определенная технология, серьезный набор оборудования. Таких игроков на рынке меньше. Соответственно, уровень цен выше и стабильнее. У нас по реализации с партнерами есть договоренности, на которые мы опираемся. Начнем с минимальных объемов. Запустим, а дальше будем расширять этот рынок и не только в Алтайском крае.
— Чем примечателен этот кабель?
— Он защищен материалом, выполняющим функции механической защиты. Он состоит из алюминиевых и медных жил, проводящих электричество, которые изолируются ПВХ-пластикатами. Поверх этого идет дополнительная броня, состоящая из многослойной обмотки оцинкованных стальных лент и далее защитный шланг из специальных ПВХ материалов. В результате получается сверхпрочный кабель, который качественно проводит ток, не требует дополнительной защиты от механического воздействия на конструктивные элементы кабельного изделия. Его применяют во всех областях, где требуется передача энергии под землей. Прокладывают в грунт без всяких приспособлений. Выкопал траншею — кинул кабель. Для другой продукции нужны лотки, защитные трубы и т.д.
— Получается, заказчику выгоднее проложить бронированный кабель, чем лотки?
— Конечно, выгоднее. Нет таких лотков, например, длиной 15 метров. Обычно идут двух или трехметровые. Их нужно стыковать, устанавливать, чтобы они были более-менее на одном уровне. Это время и расходы на дополнительные материалы. Здесь траншею прокопали, проложили кабель, закопали, — и все. Его монтаж не требует дополнительных навыков.
— Производство бронированного кабеля разместили на новой площадке или хватило своих площадей?
— Там, где поставили новую линию, раньше стояли устаревшие волочильные машины. После приобретения современной машины грубого волочения итальянского производства использовать старые волочильные машины стало нецелесообразным в результате чего они пошли под демонтаж и у нас высвободилась площадь. Мы ее привели в соответствующий вид: сделали полимерный пол, косметический ремонт и установили оборудование. Таким образом, продолжаем идти по пути демонтажа старого оборудование и на эти площади ставим более новое и высокопроизводительное.
— Сколько создали рабочих мест?
— Линию будут обслуживать восемь человек при четырехсменном графике. Тут вопрос не в количестве рабочих мест! Смотрим на это следующим образом. Чем больше мы делаем ассортимент, тем выше загрузка нашего производства, крепнет стабильность. Для меня, как руководителя, важно, чтобы человек, который здесь устроен, был социально защищен. У него ежедневно должна быть работа. Сегодня он делает бронированный кабель, завтра неизолированный, послезавтра общепромышленный. Работа есть всегда, а значит, будет и достойная зарплата, уверенность в завтрашнем дне. Расширение производства и ассортимента в виде бронированного кабеля только укрепит эту уверенность и социальную стабильность.
Государственное регулирование
— Какие проблемы есть в вашей отрасли?
— На рынке очень много контрафактной продукции — подделок. Из-за слабой покупательской способности все ищут пути удешевления продукции. Но маржу и так все снизили до предела. Дальнейшее удешевление возможно только при нарушении ГОСТа. Это закладывание меньшего сечения жил. Например, должно быть сечение 50, — они заложат 40, а напишут 50. Никто не будет срывать изоляцию и проверять, тем более неспециалист. Нужно государственное регулирование отрасли. Почему у нас дома горят? Потому что по проекту там сечение 2,5, а фактически могут поставлять 2 или даже 1,8. А нагрузка ведь рассчитана на заявленную цифру, проводка не выдерживает, происходит короткое замыкание и возгорание. Нужно обязать торгующие кабельной продукции компании делать входной контроль. Для этого нужно приобрести не так уж и много оборудования. Это нужно всем. Тогда выявляли бы контрафакт. Сейчас розничным продавцам важны ценник и бирочка. А что внутри, не каждый захочет определять. То же самое на строительном объекте. Вообще сферу электроэнергетики давно поразила коррупция и всегда можно договориться с тем, кто принимает, можно «занести», чтобы у тебя приняли кабель другого сечения.
— Что еще нового планируете производить?
— Скоро к нам прибудет волочильная машина для волочения медных токопроводящих жил. Примерно через два месяца запустим производство кабельной продукции с медной токопроводящей жилой. У такого кабеля проводимость в 2,5 раза выше, чем у аналогичного с алюминиевыми жилами, хотя и алюминиевого кабеля есть свои преимущества. Мы уже производили медные кабели, но теперь будем делать это на новом, современном оборудовании.
— «Алтайкабель» выигрывал тендеры: поставка проводов воздушных ЛЭП для стадиона и аэропорта в Калининграде, построенных к ЧМ-2018, электрификация спортобъектов при подготовке к Олимпиаде в Сочи. В числе постоянных заказчиков — «Газпром», «РЖД», «Рoснефть». В 2019 году какие знаковые объекты есть в вашем послужном списке?
— Поставляли свою продукцию в Тобольск на строительство комбината «ЗапСибНефтехим», принадлежащий крупнейшему в стране нефтехимической компании «СИБУР». Можно сказать, что это всероссийская стройка. Предприятие создают для глубокой переработки побочных продуктов нефтегазодобычи со всей Западной Сибири. Это будет крупнейший нефтехимический комплекс в России. Мы поставляли туда провод для высоковольтной линии электропередачи, которая питает комбинат. Теперь там реконструируют местный аэропорт, где тоже используют наш кабель.
— Каковы дальнейшие планы на ближайшую и долгосрочную перспективу?
— Главная движущая сила любой компании — коллектив. Поэтому одна из основ для нас — обучение персонала и его развитие. Затраты на этот процесс рассматриваем как инвестиции. Есть к чему стремиться в плане производительности труда. Держим на заводе достойный уровень оплаты труда. Будем придерживаться этой линии и дальше. Привлекаем людей не только зарплатой, но и перспективами профессионального и служебного роста. Потенциал для развития есть, как и все предпосылки: кадры, опыт, квалификация, оборудование. Достигнутые результаты дают нам хороший повод для оптимизма.