Могут ли два Алтая жить по одним туристическим правилам и развиваться вместе?

Виктор Томенко намерен развивать туризма вместе соседним регионом

Виктор Томенко на празднике «День России на Бирюзовой Катуни» заявил о намерении развиваться в направлении туризма вместе с Республикой Алтай. По мнению врио губернатора, нужно сообща искать новые направления отрасли.

Cтавка на «зеленый» туризм

Александр Бердников, глава Республики Алтай:

«Республика Алтай и Алтайский край — не только давние друзья, но и ближайшие соседи. Мы — два уникальных субъекта на берегах великой реки Катуни, которую ученые признали одной из самых чистых рек России.

Делая ставку на экологически чистые производства, мы намерены и дальше развивать оздоровительный, «зеленый» туризм. У нас есть уникальное сырье растительного и животного происхождения — панты марала, мед, лечебные травы, минеральные воды, благоприятный климат. Все это пользуется большой популярностью у туристов.

Решается проблема транспортной доступности. При полной поддержке федерального центра был реконструирован аэропорт «Горно-Алтайск», сейчас идет работа над приданием аэропорту статуса международного. Ранее выполнялись рейсы между Горно-Алтайском и Казанью, мы заинтересованы в их возобновлении в 2018 году, этот вопрос обсуждался на нашей трехсторонней встрече на «Бирюзовой Катуни».

Не могу не отметить и сотрудничество в рамках деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай». Его 15-е заседание совсем недавно прошло в монгольском городе Ховд. Координационный совет является главной площадкой для диалога и взаимодействия представителей власти приграничных регионов, реализации совместных мероприятий по развитию сотрудничества, укреплению доверия, взаимопонимания и добрососедства».

Синергия дает большие результаты

Ирина Слесарева, директор туристической компании «Арго», г. Барнаул:

«В бизнесе и у потребителей туристических услуг никогда не было деления Алтая на край и республику. Мы работаем с поставщиками обеих сторон, проектируем свои маршруты в пределах Алтайского региона, основываясь на спросе и разнообразии туристических ресурсов (историко-культурных, природных и т. д.). Последние шаги наших общественных организаций (АРАТ и АТОРА) также направлены на объединение, в частности — на создание единых подходов в подготовке и аттестации туристических кадров, повышение качества и безопасности турпродуктов, борьбу с нелегальным турбизнесом. Однако многолетнее противостояние регионов все-таки дало негативные результаты.

На мой взгляд, у среднестатистического российского туриста, планирующего отдых на Алтае, сложился немного искаженный образ местного туризма, так как комплексным продвижением занимался больше Алтайский край. А особенно странно это выглядит на зарубежных рынках, где Алтай — еще не раскрученный бренд, а маленькая точка в контексте Центральной Азии. Информационный обмен между двумя регионами мог бы быть эффективнее, если бы мероприятия были совместные. То же самое можно сказать и про событийный туризм. Очень радует новый подход, особенно если он будет в части продвижения и маркетинга региона. Любая синергия дает большие результаты, чем разделение и ограничения».

Объединение сделает отдых безопаснее

Елена Красулина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма:

«В сфере бизнеса регионы никогда и не были разделены. Это всегда было лишь политическим делением. Поэтому если политики наконец смогли урегулировать вопрос, то для бизнеса это пойдет только на пользу. Все препятствия, которые создавала ситуация, для нас крайне неудобны: мы находимся на одной территории, но постоянно вынуждены вести синхронную работу и дублировать документы, проходить аттестацию каждый на своем участке. Объединение же всем пойдет на пользу и приведет бизнес к единой структуре, избавив от лишних действий. К тому же граница регионов проходит по реке: мы плывем по одному берегу, значит, в республике, а по другому — уже по территории края. А река-то одна.

Это разделение чисто формальное, на мой взгляд, и объединение сделает Алтай более привлекательным и на федеральном, и на мировом рынке. Когда мы на различных выставках рассказываем, что не нужно путать, мол, край — это одно, а республика — другое, у людей это вызывает диссонанс, им это непонятно. У туроператоров путевки и экскурсии составлены с учетом перемещения по обеим территориям. И единый подход к развитию отрасли наведет порядок на рынке. Да, сегодня Алтайский край вкладывает намного больше средств в туристический кластер: постройку новых объектов, информационное освещение, а республика находится на втором плане — она получает побочный пиар за наш счет. И поскольку в горах больше развит дикий и активный отдых, этим порой пользуются недобросовестные гиды и рафтеры, предоставляющие небезопасные услуги. Объединение усилий позволит осуществить комплексную профилактику в этом вопросе и снизит риски для жизни и здоровья отдыхающих».

Каждая новая гостиница – это не здорово

Ирина Пантюхина, владелица гостевого дома, организатор сплавов по Телецкому озеру, с. Артыбаш, Республика Алтай:

«По большому счету, объединение должно быть выигрышным. Потому что есть интересные содержательные тематики в Алтайском крае, есть первозданная природа в Горном Алтае. Да, сейчас Алтай разный. И если все-таки появится общее направление и народ перестанет путаться, то в этом больше плюсов. Алтайский край просто больше двигается, чтобы создавать продукт, чтобы помимо красивой природы было еще что-то, чем можно привлечь туристов. На мой взгляд, этого республике пока не хватает, зато здесь больше любителей активного отдыха.

Если говорить о развитии инфраструктуры из-за объединения туристической отрасли и каких-то новых глобальных стройках, то на том же Телецком озере осталось очень мало мест, где можно строить. Сейчас гостиничные услуги представлены у нас от самого дешевого экономкласса до дорогих отелей. И каждая новая гостиница на берегу — это не здорово. Ни для экологии, ни для малого бизнеса. Вместе с этим Республике Алтай очень многого не хватает, что можно почерпнуть в Алтайском крае. Это и определенные услуги, и информационное освещение.

Ясно одно — конкуренции два Алтая друг другу не создадут, потому что они предоставляют совершенно разный туризм. Но укрупнение может поставить под удар мелких предпринимателей, а турбизнес — это одна из немногих отраслей, где простые люди могут заработать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Алтай + Алтай = ?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру